Чтобы слушать джаз, нужно знать, что это такое, а иначе он может показаться не запоминающейся музыкой без четкой структуры. Чтобы читать комиксы...

 – лучше знать о них как можно меньше, ибо каждый факт о них – это лишнее предубеждение.

В этой статье я хочу высказать свое мнение о том, почему надо читать комиксы, как это начать делать и что теперь. Стоит отметить, что это сугубо мое личное мнение. Прошу отправлять камни, которые вы хотите в меня кинуть на мой абонентский ящик.

 

 

ПОЧЕМУ?

У многих людей комиксы в сознании плотно связаны с журналами, типа «Мурзилка» или «Веселые Картинки». И это первая проблема. Проблема, которую пытаются решать введением новых названий, типа «Графический роман» или «Графическая новелла». Но копать надо глубже. Люди, которые проводят такие ассоциации, намертво застряли в 50-х годах прошлого века, когда комиксы только вставали на ноги и действительно создавались для детей. Сейчас же этот формат используется авторами комиксов для показа более взрослых тем. Поверьте мне, ни одна «Анжелика», ни один «Парфюмер», ни одна книга Коэльо, которые так ценят люди, обкладывающие комиксы слоем грязи, не сравнятся с «Черной дырой» или «Крещенными» в плане той самой «взрослости». Просто, подано все это не так размыто.

Вторая проблема восприятия комиксов – это четкие ассоциации с супергероями. Снова нет. Супергерои – это, конечно, неотъемлемая часть комикс-культуры, но лишь часть, а не целое. Более того, отойдя на шаг от популярных DC и Marvel мы уже не будем натыкаться на парней в трико так часто.

Сам же по себе жанр имеет кучу достоинств. Комиксы выпускаются номерами, примерно раз в месяц, что позволяет быстро реагировать на изменения в культуре, науке, политике. Достаточно быстро, чтобы донести до читателя актуальное мнение автора. Комиксы в сравнении с мультфильмом имеют более сочный рисунок, а в сравнении с книгой зачастую избегают занудных описаний. Вместо того, чтобы на протяжении двадцати страниц описывать дверь, в которую собирается постучать главный герой, можно просто показать её. Комикс в повествовании делает упор на диалоги и действие, что значительно оживляет сюжет, не позволяя ему буксовать в догадках героев. И это только малая часть плюсов, которые делают комиксы целым культурным явлением.

 

 

Однако, куда же без бочки дегтя. Я преувеличивал, сравнивая комиксы с плохой литературой. Стоит отметить, что действительно, комиксам может не хватать глубины по сравнению с книгой. В книге могут быть и размышления, и воспоминания, и трудно представляемые, но легко описываемые эмоции (сомнительный плюс, кстати), и большее количество сюжетных веток. Стоит сказать, что в идеальном мире комиксы не были бы нужны в принципе – были бы лишь книги и кино. Но в нашем, обычном мире никто не хочет тратить деньги на воплощение безумных идей комиксистов на экранах. Это дорого, долго и не рентабельно. В комиксе можно нарисовать, как герои взрывают планеты, можно показать архитектуру других миров, действие неведомой ранее магии, грандиозные сражения, но все это упирается в деньги. На экране воплощение всего этого будет стоить огромных денег. Потому, я считаю, комиксы можно воспринимать, как раскадровку фильма сколь угодно талантливого, но недостаточно известного режиссера, которая вряд ли станет полноценным фильмом. Но даже если фильм не вышел, кто же мешает получать от него удовольствие?

КАК?

Правильным сейчас было бы написать «Сдружись с владельцем или продавцом в магазине комиксов», но не подразумевает пока наша страна этой возможности. Тогда мне стоило бы просто сказать – поди и купи комикс. Но я ставлю двести дублонов, что ни один флибустьер не найдет всю классику комиксов на бумаге в пределах досягаемости. Потому я скажу – скачай CBR Reader. Не будь себе врагом. Простой формат для цифрового комикса подойдет всем и каждому. Картинки упаковываются в архив, у архива меняется формат. Ничего сложного нет. Далее – выучи английский. Это пригодится всегда. Но, если не хочешь, можешь и не учить. Чай, в интернетах достаточно переводчиков. Далее пройдемся по персональным данным.

ТЫ - УЖЕ ФАНБОЙ СУПЕРГЕРОЕВ

Этот случай довольно прост. Если ты уже имеешь личную приязнь к одному или нескольким персонажам, то можно пройтись по их личным сериям. Сейчас это делается довольно просто, но стоит знать несколько вещей:

 

 

 

  1. Не начинай с самого начала. У большинства супергероев многолетняя история, которая умещается не в одной сотне выпусков комиксов. Да и выходили они в то время, когда Бэтмен носил полосатый костюм, а особый криптонит менял ориентацию Супермену. Золотой век – не значит хорошее время. Никто тебя не покусает за то, что ты не читал первых выпусков Фантастической Четверки. Просто… возьми и начни читать с одного из последних переломных моментов. Сейчас это делать максимально удобно – Марвел запустили линейку Marvel NOW в 2012 году, DC запустили NEW 52 в 2011. Герои переродились, и читать о них можно зная только общие характеристики. Комиксы часто перезапускаются.
  2. Лимитки лучше бесконечных серий. Вовсе не обязательно читать серии, длиной в 200+ выпусков, когда есть ограниченные издания на 20. Чем длиннее серия – тем больше она напоминает «Пауэр Рэйнджеров». И тем меньше выпуски связаны между собой. В конце концов, издательствам важны новые читатели и вселенная комикса постоянно обновляется. Пример – Человек-Паук. Он кучи раз крутил романы с кучей девушек, умирал, воскресал, раскрывал личность, да есть целый Спайдерверс у него! Приличный человек просто не уследит за всеми злоключениями Питера Паркера. Но его любят и читают! Все потому что есть ограниченные серии. Скажем, «Совершенный Человек-Паук» рассказывает историю про Отто Октавиуса в теле Питера Паркера, совершенно не мешая его основной идее. Серия началась и закончилась. Она представляет собой завершенное произведение. Можно читать отдельно. Однако и тут есть исключения. «Люди Икс» крепко держатся за свою историю. Но и её можно узнать, копнув специальные википедии.
  3. Следите за автором, а не за героем. Ни для кого не секрет, что персонаж меняется в зависимости от автора. И если вам понравился Сорвиголова Марка Миллара, это еще не значит, что и Сорвиголова Стэна Ли придется по вкусу. Тут как с книгами – если вам нравятся работы Марка Миллара – то его и читайте. Так будет правильно.
  4. Обсуждайте. Споры вокруг супергероев – это самая мякотка подобного рода комиксов. Накостыляет ли Бэтмен Железному Человеку? Сработает ли карающий взгляд Призрачного Гонщика на Чудо Женщину? Сможет ли Джин Грей сжечь Джонни Шторма? Эти и другие вопросы будоражат разум, если пытаешься их обсудить в споре с таким же любителем комиксов.

Так и работают супергеройские комиксы. Дерзайте. Эксперементируйте.

ТЫ  - ПРОСТО МИМО ПРОХОДИЛ

Хочешь любить комиксы? Вот это настрой, вот это я понимаю. Найди свои предпочтения в искусстве и найди соответствующий комикс. Оторвись от стандартных DC и Марвела в пользу Image, Dark Horse и Vertigo. Издательств ведь не два всего. Если же их нет, то я предлагаю небольшой список классических комиксов, прочтением которых можно похвастаться в приличном обществе.

 

 

 

  • Transmetropolitan – Классический комикс о гонзо-журналисте во время пост-био-киберпанка. Красота, да и только. Главный герой комикса стал легендой, а его мир жесток и неповторим. Яркое доказательство того, что фантастика еще не умерла.
  • Maus: A Survivor’s Tale – единственный комикс, получивший Пулицровскую премию. История о второй мировой войне с мышами-евреями и котами-фашистами. Сам Алан Мур признал потрясность сего творения, а он уж в комиксах разбирается.
  • The Preacher – потрясающее городское фэнтези в обертке роуд-муви. Яркие персонажи, проработанный мир, крутой дизайн – этот комикс вдохновил не одного автора на создание чего-то потрясающего. Даже отличный сериал, созданный по его мотивам – лишь жалкая тень в сравнении с оригиналом.
  • Watchmen - один из самых значимых комиксов в принципе. Представляет собой историю супергеройской команды во время холодной войны. Привел эру современности в мир комиксов.
  • Scott Piligrim – забойный и разухабистый комикс, не смотря на свою рисовку. Его просто не получается не любить. Каждый находит в нем что-то свое, попробуй и ты.
  • Nextwave: Agents of H.A.T.E. – нет, правда. Я даже статью посвятил им. Она где-то рядом, почитайте.
  • V for Vendetta – сделал маску Гая Фокса популярной. И ведь не просто так. Пороховой заговор в формате комикса, где еще такое можно увидеть?
  • Midnight Nation – детектив… наверное. Сложный комикс, который не оставит тебя равнодушным. Дерзай.
  • Sin City – неонуар. Сгущенный неонуар. Круто, стильно, безбашенно. Комикс про город, в котором у каждого человека либо передоз пафосом, либо передоз свинцом в организме.

Прочитал? Молодец! Главное – не останавливайся. Ведь так много комиксов и так мало времени…

 

 

ЧТО?

Поздравляю, ты любишь комиксы. Теперь осталось лишь терпеть нападки от тех, кто не понимает их сути. Это трудно, это не так весело, но это окупается. Люби их. Ведь только тут еще живет та самая литература, которая раньше блистала в книгах. Супергерои следуют путем, который вытоптали еще Конан Киммерийский и Элрик из Мелнибоне, детективы продолжают традиции Сэма Спейда и Филиппа Марлоу. Фантастика и фэнтези, так вообще, остались только в таком виде. Я говорю про ту самую фантастику, которую создавали Шекли, Азимов, Стругацкие. В обычной литературе на их место пришла Майерс. Потому-то комиксы и стали прибежищем для гиков. Потому-то они и ценны, как формат.

Кир Машутин

Популярні статті

Читати далі