Значит, занимаетесь вы такие программированием. Кучу всего уже освоили, делали проекты на фрилансе и вдруг решили пойти в крутую айтишку разработчиком. Прошли собеседование, звоните узнать результат, а вам говорят: “У вас очень хорошие хардскилы, но мы делаем акцент на софтскилы, поэтому вынуждены вам отказать”. Что ж это такое и где их взять, читайте дальше.
Навыки, которые IT-специалисты применяют в работе, делятся на два типа – hardskills («жёсткие навыки») и softskills («гибкие навыки»).
Hardskills — технические навыки или навыки, которые можно наглядно отследить и измерить. К этой категории относятся, например, знание технологии, госты и стандарты, ремонт оборудования и т. д.
Softskills — это личностные качества. Их сложнее измерить, они позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Если конкретнее, это коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов.
Зачем же Softskills нужны обычному программисту:
- Чтобы общаться с другими членами команды и делать это эффективно. Ведь подавляющее большинство программ создается именно в командах;
- Для грамотного планирования собственного времени. Навыки тайм-менеджмента необходимы, чтобы справляться с задачами вовремя, не испытывая дискомфорта или ощущения, что задачи становятся больше вас;
- Чтобы управлять своими эмоциями и осознанно подходить к работе. Важно уметь взглянуть на проблему с разной перспективы и при изменении ситуации корректировать свой рабочий процесс;
- А если вы хотите повышение в должности, то не обойтись без лидерских качеств. Они могут проявляться в умении спокойно работать в напряженной среде, принимать решения, устанавливать цели, планировать, приоритизировать, в стремлении к развитию и росту.
«Гибкие навыки» измерять трудно, но возможно. Алгоритм может быть таким:
- Попросите обратную связь коллег, или людей, которые когда-либо имели с вами дело. Внимательно выслушайте и не расстраивайтесь, если услышите что-то негативное в свой адрес. Запишите все, что вам сказали.
- Определите свои слабые места. Допустим, несколько людей отметили, что вы не всегда ясно выражаете свои мысли. Возникает недопонимание, которые ведет за собой негативные последствия: тормозится процесс работы, развиваются конфликты с заказчиками и руководителем, теряется прибыль.
- Поставьте цель. Например - научится четко выражать мысли, чтобы не подводить свою команду или компанию.
- Действуйте. Читайте тематические статьи, книги, найдите ментора, обратитесь к тренерам и не забывайте почаще практиковаться.
Если совершенствовать hardskills можно при помощи курсов, методических материалов и тому подобное, то softskills, по большей части, приобретаются на личном опыте, путем проб и ошибок. Но самообучение и развитие в процессе работы несомненно внесут лепту в формирование «мягких» навыков.
Анастасия Дмитренко