Значит, занимаетесь вы такие программированием. Кучу всего уже освоили, делали проекты на фрилансе и вдруг решили пойти в крутую айтишку разработчиком. Прошли собеседование, звоните узнать результат, а вам говорят: “У вас очень хорошие хардскилы, но мы делаем акцент на софтскилы, поэтому вынуждены вам отказать”. Что ж это такое и где их взять, читайте дальше.

 

 

Навыки, которые IT-специалисты применяют в работе, делятся на два типа – hardskills («жёсткие навыки») и softskills («гибкие навыки»). 

Hardskills  — технические навыки или навыки, которые можно наглядно отследить и измерить. К этой категории относятся, например, знание технологии, госты и стандарты, ремонт оборудования и т. д. 

Softskills — это личностные качества. Их сложнее измерить, они позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Если конкретнее, это коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов.

 

 

Зачем же Softskills нужны обычному программисту:

  • Чтобы общаться с другими членами команды и делать это эффективно. Ведь подавляющее большинство программ создается именно в командах;
  • Для грамотного планирования собственного времени. Навыки тайм-менеджмента необходимы, чтобы справляться с задачами вовремя, не испытывая дискомфорта или ощущения, что задачи становятся больше вас;
  • Чтобы управлять своими эмоциями и осознанно подходить к работе. Важно уметь взглянуть на проблему с разной перспективы и при изменении ситуации корректировать свой рабочий процесс;
  • А если вы хотите повышение в должности, то не обойтись без лидерских качеств. Они могут проявляться в умении спокойно работать в напряженной среде, принимать решения, устанавливать цели, планировать, приоритизировать, в стремлении к развитию и росту.

 

 

«Гибкие навыки» измерять трудно, но возможно. Алгоритм может быть таким:

  1. Попросите обратную связь коллег, или людей, которые когда-либо имели с вами дело. Внимательно выслушайте и не расстраивайтесь, если услышите что-то негативное в свой адрес. Запишите все, что вам сказали.
  2. Определите свои слабые места. Допустим, несколько людей отметили, что вы не всегда ясно выражаете свои мысли. Возникает недопонимание, которые ведет за собой негативные последствия: тормозится процесс работы, развиваются конфликты с заказчиками и руководителем, теряется прибыль.
  3. Поставьте цель. Например - научится четко выражать мысли, чтобы не подводить свою команду или компанию.
  4. Действуйте. Читайте тематические статьи, книги, найдите ментора, обратитесь к тренерам и не забывайте почаще практиковаться.

 

Если совершенствовать hardskills можно при помощи курсов, методических материалов и тому подобное, то softskills, по большей части, приобретаются на личном опыте, путем проб и ошибок. Но самообучение и развитие в процессе работы несомненно внесут лепту в формирование «мягких» навыков.

 

 

Анастасия Дмитренко

Популярні статті

Читати далі