В наше время, когда технологии развиваются интенсивно, легко поверить, что очень скоро мы полностью откажемся от нефти и перейдём на аккумуляторы с солнечными панелями. Но так ли это?  

Начнём наши размышления с того, что есть такое понятие как энергетическая плотность. Бак с бензином на 200 литров содержит гораздо больше энергии, чем аналогичный ему по объему аккумулятор. Следовательно у бензина энергетическая плотность  выше. Таким образом, на бензине можно уехать в разы дальше, чем на аккумуляторах.

И я говорю не о личном автотранспорте. Тесла имеет запас хода в 507 км, что делает её прекрасной заменой любому авто.

Я говорю о грузоперевозках.

 

 

Огромные объемы грузов ежедневно доставляются именно с помощью автотранспорта. Для регионов с плохим транспортным обеспечением – это единственная возможность получать и отправлять товары. К примеру, доставить свежие овощи из условного ПГТ (поселка городского типа) в области, не имеющего железнодорожного сообщения, в Харьков, можно только на грузовиках, и соответственно новые телевизоры из Харькова в ПГТ можно привезти только с помощью автотранспорта. Решения логистики 20-го века привели к  огромному грузопотоку на автодорогах. Количество грузовой техники перевалило за 3 миллиона единиц в одних только США. И все они используют дизель. Чтобы перевести грузовики на аккумуляторы нам попросту не хватит всех разведанных запасов меди и редкоземельных элементов.

 

 

 

Ещё одной проблемой логистов «зелёного» будущего станут поезда. Точнее тепловозы, которые работают на всё том же дизеле. К примеру, в США, в стране с самой протяжённой сетью железных дорог, 80% процентов которой используются для грузопотока, электрифицировано лишь 0,5% от их общей протяжённости. Даже в Германии, которая во всём пытается перейти на чистые технологии, электрифицировано примерно 40% железных дорог. А ведь именно железные пути становятся главной грузовой магистралью внутри страны для столь тяжёлых, но необходимых товаров, как железная руда, уголь, горюче-смазочные материалы, пшеница.

 

 

 

Если мы в Украине откажемся от дизеля - многие регионы придут в упадок. Представьте себе, что десятки комбинатов просто остановятся. Где взять мазут для ТЭЦ, если раньше его каждый день возил поезд ровно в 3 часа ночи? Как доставить уголь для коксования, если раньше тепловоз подходил прямо к печи? Кто привезёт 30 тонн зерна, чтоб испечь хлеб для города? Без дизеля – нигде, никак и никому. Поезда на аккумуляторах не реальны. Электрификация для стран вроде США болезненна, а для бедных государств – невозможна. Хотя к чести Украины стоит сказать, что у нас из 22 300 км электрифицировано 9752 км, что не может не радовать в рамках предстоящего энергетического кризиса.

 

 

Не можем оставить без внимания самолёты, которые осуществляют  102 тыс. рейсов в день по всему миру - миллионы людей, громадный пассажиропоток. Проекты самолётов на солнечных батареях – это не более чем рекламная акция. В реальности их скорость не превышает 103 км/ч, а крейсерская и того меньше - 70 км/ч. Это полностью уничтожает смысл использования самолётов, у которых малая скорость. Поэтому высокотоксичное авиационное топливо из нефтепродуктов ещё долго будет головной болью для защитников природы, если мы хотим путешествовать быстрее, чем едет автобус.

 

 

Но есть такой транспорт, который перевозит грузы максимально дёшево на максимальные расстояния. Для него почти нет ограничений на вес груза. Именно он держит всю экономику на плаву. Мировой Торговый Флот – около 20 000 кораблей. Перевозят по миллиону тонн грузов в день.  И каждое судно потребляет примерно 13 000 литров дизеля в час. Огромные объёмы энергии, выделяющиеся при горении дизеля в двигателе судна, позволяют нам перевозить жизненно важные, но очень тяжёлые грузы -уголь, руду и.т.д. Но кроме того, без судов на дизеле с нашего стола исчезнет ежедневная чашечка кофе.  Ну, и большая часть промышленных товаров тоже просто исчезнет, не будет способа перевезти многотонное сырьё из далеких Африканских республик в условный промышленный центр Европейской страны, если мы откажемся от дизеля.

Итак, мы можем отметить, что вся человеческая экономика, логистика и цивилизация держится на нефтепродуктах. Без мало затратного в производстве, удобного в хранении и использовании  топлива наша жизнь такой, какой мы её знаем – невозможна. Слишком много связей на всех уровнях от внутригородских до межгосударственных существуют только благодаря наличию у нас дизельного топлива. Поэтому отказ от нефти в ближайшее время – это миф и спекуляция.

 

 

Однако не стоит отчаиваться, есть у человечества пара тузов в рукаве, которые могут решить эту проблему зависимости, но о них в следующей статье.

По материалам:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_длине_сети_железных_дорог

http://techno.bigmir.net/technology/1581267-Roj-samoletov--Fantasticheskaja-vizualizacija-aviapereletov-po-vsemu-miru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Solar_Impulse

 http://mostinfo.su/385-kolichestvo-torgovyh-korabley-po-stranam-mira.html

 

Никита Емельянов

 

 

 

 

 

 

Популярні статті

Читати далі