Читая газеты, журналы и миллионы информационных сайтов читатель редко задумывается о том, как журналисты и редакторы изворотливо отыскивают самую эксклюзивную информацию и бьются до вытирания клавиш на клавиатуре за то, чтобы именно их материал вышел первым.
В конце ноября мне удалось побывать на мастер-классах от проекта «Друзі за Збручем» Украинского Католического Университета. Пусть вас не удивляет слово «католический». Магистерская программа по журналистике, которая действует в вузе, никак не связана с религией. Зато их методы обучения студентов являются одними из самых эффективных в Украине. Но ближе к делу. Организаторы школы создали проект, в котором студенты из разных регионов страны могут приехать на мастер-классы топовых журналистов и медийных экспертов.
Тайны успешного медиа, нам раскрывал главный редактор международного портала о моде Buro24/7 Ukraine, и главред музыкального издания Karabas Live. Внимательно послушав спикеров, я сделала подборку неких полезных секретов и советов в медиа-сфере.
Подборка от Алексея Тарасова
Коротко о Buro24/7. Медиа является большой международной франшизой, работающей в формате lifestyle. Buro пишет о событиях в мире моды, культуры, красоты и светской жизни. Ресурс покрывает 10 территорий. Штаб-квартира долгое время находилась в Москве, но совсем скоро главный офис переедет в Лондон.
Свое выступление главный редактор издания о культуре начал со слов: «Мы тоже журналисты, а не говно». Часто издание о культуре не воспринимают всерьез. Но журналисты, которые пишут о моде, также как и те, которые разбираются в политике или экономике, работают с информационными поводами, источниками информации и берут интервью. Хотя, многие думают, что lifestyle выглядит не так благородно как социально-политическое медиа. Алексей Панасов пытается доказать обратное.
Lifestyle – это набор публикаций, которые связаны с проведением досуга и тратой денег. Направление позволяет нам отвлекаться от устрашающих реалий. Мы не можем все время смотреть на то, как кого-то ударили розами в Верховной Раде, или бесконечные криминальные сводки. Когда общество было максимально политизировано после «Оранжевой революции», все большие телеканалы начали покупать франшизы талант-шоу, и это становилось безумно популярно. В независимости от важности новостей людям необходимо разгружать мозг.
Иногда политические истории можно рассматривать под призмой юмора и использовать в изданиях о моде. К примеру, глава фискальной службы симулировал тяжелую болезнь перед залом заседания, накрываясь старым советским одеялом. Buro24/7 предложили тренды пледов для чиновника, назвав материал «Стиль в зале суда: 6 пледов для Романа Насирова».
Одна из миссий lifestyle медиа – создать героя и максимально сконцентрироваться на визуальности, потому что слова обычно исчезают, а картинки остаются.
Практические советы
- Грамотность повышает вашу цену в 2 раза. Это не только -жи, -ши, но и деепричастные обороты, -ться, -тся и все остальное. Мода на подачу материала меняется, но основным все равно останется текст.
- Новости – это хлеб журналиста. Часто короткие новости популярнее аналитических материалов.
- Мы больше не продаем дом целиком. Если раньше была первая полоса газеты, или обложка журнала, которая влияла на продажу, то в мире онлайн-медиа важен каждый отдельный предмет в этом доме. А для этого необходим привлекательный заголовок.
В окончании своего мастер-класса, в стенах католического университета Алексей Панасов сказал, что Lifestyle – дьявольское искушение, потому что в идеальном мире начинающего журналиста - это закрытые вечеринки и крутые концерты. Но понятие стиль намного шире и сложнее, чем может показаться. Функции культурного медиа - это развлекать, удивлять и заставлять думать, а за выживание нужно бороться с помощью качественного контента.
Подборка от Игоря Панасова
Коротко о Karabas Live. Издание сделало большой прорыв за год своего существования. Они называют себя нишевым издания, потому как их ниша – это все, что связано с музыкой. Сердцевина журнала – это концертная жизнь в Украине. Перед авторами стоит задача максимально охватить музыкальные события в стране.
Главред Karabas Live, не скрывая информации о бюджете, рассказал, как создавать и развивать нишевое онлайн-издание и как адаптировать культурную журналистику к потребностям рынка.
Для того чтобы создать нишевый портал вам понадобится:
Энтузиазм – 33%;
Деньги – 33%;
Компетентная команда – 33%;
Удача – 4%.
Бюджет нишевого онлайн-издания составляет от 100 тыс. до 120 тыс. гривен в месяц. В главные растраты входит штат (5 – 6 человек), аренда помещения, техническая поддержка и фрилансеры.
Главное делать любое нишевое издание таким, будто оно не является нишевым, а есть общенациональным. Для этого необходимо делать культурную журналистику интересной для широкой аудитории. Как известно, люди в первую очередь читают о депутатах, криминале и о том, как в зоопарке родился пингвин. У музыкального медиа, в этом случае, есть особый путь заинтересовать читателя. Нужно соприкасаться с сегментами повышенного интереса читателя, то есть связывать музыку с политикой, гражданской позицией, социальными проблемами, или экономикой. Для примера, Karabas Live создало рубрику под названием «Плей-лист депутата», в которой рассказывается о музыкальных предпочтениях чиновниках. Кроме того, издание освещало темы запрета концертов Лободы в Украине, интервью певца Ивана Дорна российскому блогеру Юрию Дудю и многое другое.
Основные принципы музыкальной журналистики:
- Нужно писать о неординарных артистах и не тратить время на банальных исполнителей.
- На данном этапе важно создавать героев. Сейчас они как никогда нужны украинцам, и кто как не журналист, может взять на себя эту миссию.
- Если вы являетесь музыкантом, то при написании статьи не конкурируйте со своим героем. Часто бывает так, что несостоявшийся музыкант становится журналистом и в его работе видна необъективность к творчеству популярного артиста.
Импульсы принципов:
- Цените свои эмоции и вкладывайте их в материал. Максимально объективная журналистская статья – это новость. Все остальное, так или иначе, связано с личностью автора.
- Дедлайн – это святое.
- Если вы не любите интервью, то придется полюбить. Журналист не имеет право быть социопатом, а интервью – это прекрасный повод раздобыть нужную информацию.
- Принимайте как норму то, что вы можете многим не нравиться. А чем больше отзывов вызывает ваш материал, тем он ценнее.
- Важней всего – первое и последнее предложение в тексте. В начале нужно быть ярким и четким, а вот конец отвечает за то, поделится ли читатель с другими вашим месседжем.
Тайны раскрыты, советы написаны. Дело осталось за малым – поверить в свои силы и всем сердцем полюбить это непростое и захватывающее дело – журналистику.
Анастасия Дмитренко