Читая газеты, журналы и миллионы информационных сайтов читатель редко задумывается о том, как журналисты и редакторы изворотливо отыскивают самую эксклюзивную информацию и бьются до вытирания клавиш на клавиатуре за то, чтобы именно их материал вышел первым.

 

 

В конце ноября мне удалось побывать на мастер-классах от проекта «Друзі за Збручем» Украинского Католического Университета. Пусть вас не удивляет слово «католический». Магистерская программа по журналистике, которая действует в вузе, никак не связана с религией. Зато их методы обучения студентов являются одними из самых эффективных в Украине. Но ближе к делу. Организаторы школы создали проект, в котором студенты из разных регионов страны могут приехать на мастер-классы топовых журналистов и медийных экспертов. 

Тайны успешного медиа, нам раскрывал главный редактор международного портала о моде Buro24/7 Ukraine, и главред музыкального издания Karabas Live. Внимательно послушав спикеров, я сделала подборку неких полезных секретов и советов в медиа-сфере.

 

 

Подборка от Алексея Тарасова  

Коротко о Buro24/7.  Медиа является большой международной франшизой, работающей в формате lifestyle. Buro  пишет о событиях в мире моды, культуры, красоты и светской жизни. Ресурс покрывает 10 территорий. Штаб-квартира долгое время находилась в Москве, но совсем скоро главный офис переедет в Лондон. 

 

 

Свое выступление главный редактор издания о культуре начал со слов: «Мы тоже журналисты, а не говно». Часто издание о культуре не воспринимают всерьез.  Но журналисты, которые пишут о моде, также как и те, которые разбираются в политике или экономике, работают с информационными поводами, источниками информации и берут интервью. Хотя, многие думают, что lifestyle выглядит не так благородно как социально-политическое медиа. Алексей Панасов пытается доказать обратное.

Lifestyle – это набор публикаций, которые связаны с проведением досуга и тратой денег. Направление позволяет нам отвлекаться от устрашающих реалий. Мы не можем все время  смотреть на то, как кого-то ударили розами в Верховной Раде, или бесконечные криминальные сводки. Когда общество было максимально политизировано после «Оранжевой революции», все большие телеканалы начали покупать франшизы талант-шоу, и это становилось безумно популярно. В независимости от важности новостей людям необходимо разгружать мозг.

Иногда политические истории можно рассматривать под призмой юмора и использовать в изданиях о моде. К примеру, глава фискальной службы симулировал тяжелую болезнь перед залом заседания, накрываясь старым советским одеялом. Buro24/7 предложили тренды пледов для чиновника, назвав материал «Стиль в зале суда: 6 пледов для Романа Насирова».

 

Одна из миссий lifestyle медиа – создать героя и максимально сконцентрироваться на визуальности, потому что слова обычно исчезают, а картинки остаются.

Практические советы

  1. Грамотность повышает вашу цену в 2 раза. Это не только -жи, -ши, но и деепричастные обороты, -ться, -тся и все остальное. Мода на подачу материала меняется, но основным все равно останется текст.
  2. Новости – это хлеб журналиста. Часто короткие новости популярнее аналитических материалов.
  3. Мы больше не продаем дом целиком. Если раньше была первая полоса газеты, или обложка журнала, которая влияла на продажу, то в мире онлайн-медиа важен каждый отдельный предмет в этом доме. А для этого необходим привлекательный заголовок.

В окончании своего мастер-класса, в стенах католического университета Алексей Панасов сказал, что Lifestyle – дьявольское искушение, потому что в идеальном мире начинающего журналиста -  это закрытые вечеринки и крутые концерты. Но понятие стиль намного шире и сложнее, чем может показаться. Функции культурного медиа  - это развлекать, удивлять и заставлять думать, а за выживание нужно бороться с помощью качественного контента.  

Подборка от Игоря Панасова

Коротко о Karabas Live. Издание сделало большой прорыв за год своего существования. Они называют себя нишевым издания, потому как их ниша – это все, что связано с музыкой. Сердцевина журнала – это концертная жизнь в Украине.  Перед авторами стоит задача максимально охватить музыкальные события в стране.

 

 

Главред Karabas Live, не скрывая информации о бюджете, рассказал, как создавать и развивать нишевое онлайн-издание и как адаптировать культурную журналистику к потребностям рынка.

Для того чтобы создать нишевый портал вам понадобится:

Энтузиазм – 33%;

Деньги – 33%;

Компетентная команда – 33%;

Удача – 4%.

Бюджет нишевого онлайн-издания составляет от 100 тыс. до 120 тыс. гривен в месяц. В главные растраты входит штат (5 – 6 человек), аренда помещения, техническая поддержка и фрилансеры.

Главное делать любое нишевое издание таким, будто оно не является нишевым, а есть общенациональным. Для этого необходимо делать культурную журналистику интересной для широкой аудитории. Как известно, люди в первую очередь читают о депутатах, криминале и о том, как в зоопарке родился пингвин. У музыкального медиа, в этом случае, есть особый путь заинтересовать читателя. Нужно соприкасаться  с сегментами повышенного интереса читателя, то есть связывать музыку с политикой,  гражданской позицией,  социальными проблемами, или экономикой. Для примера, Karabas Live создало рубрику под названием «Плей-лист депутата», в которой рассказывается о музыкальных предпочтениях чиновниках. Кроме того, издание освещало темы запрета концертов Лободы в Украине, интервью певца Ивана Дорна российскому блогеру Юрию Дудю и многое другое. 

Основные принципы музыкальной журналистики:

  1. Нужно писать о неординарных артистах и не тратить время на банальных исполнителей.
  2. На данном этапе важно создавать героев. Сейчас они как никогда нужны украинцам, и кто как не журналист, может взять на себя эту миссию.
  3. Если вы являетесь музыкантом, то при написании статьи не конкурируйте со своим героем. Часто бывает так, что несостоявшийся музыкант становится журналистом и в его работе видна необъективность к творчеству популярного артиста.

Импульсы принципов: 

  1. Цените свои эмоции и вкладывайте их в материал. Максимально объективная журналистская статья – это новость. Все остальное, так или иначе, связано с личностью автора.
  2. Дедлайн – это святое.
  3. Если вы не любите интервью, то придется полюбить. Журналист не имеет право быть социопатом, а интервью – это прекрасный повод раздобыть нужную информацию.
  4. Принимайте как норму то, что вы можете многим не нравиться. А чем больше отзывов вызывает ваш материал, тем он ценнее.
  5. Важней всего – первое и последнее предложение в тексте. В начале нужно быть ярким и четким, а вот конец отвечает за то, поделится ли читатель с другими вашим месседжем. 

Тайны раскрыты, советы написаны. Дело осталось за малым – поверить в свои силы и всем сердцем полюбить это непростое и захватывающее дело – журналистику.

Анастасия Дмитренко

 

 

 

Популярні статті

Читати далі