Рассуждения студента об экзистенциальном кризисе. 

О смысле жизни, о способе бытия человеческой личности, по-научному, о экзистенции, задумывались еще в Древней Греции.  В то время понимание мира отличалось от современного. В философии экзистенцию начали глобально изучать только в 20 веке. Неужели сознание человека формировалось столь долгое время, чтобы понять о самой обширной проблеме человечества?

На протяжении веков человечество сталкивалось с массой проблем: войны, голод, религиозные гонения, перевороты, революции… Все эти события оставили неизгладимый отпечаток на длани экзистенции человеческого субъекта, задав скоростной темп к развитию и эволюции сознания человека. Но, по-настоящему, человек задумывается о смысле жизни  только тогда, когда у него все хорошо и он социально стабилен.

 

 

По мнению французского писателя и философа Жан-Поль Сартра, при формировании экзистенции общество играло существенную роль. Социальные стандарты и штампы диктуют свои условия так же легко, как это делает мода. Не исключается тот факт, что развитое общество пропагандирует высокий уровень благосостояния жизни, и потому требует от человека большой умственной и физической отдачи. К примеру, нам нужно заработать больше, чтобы достойно жить. Но является ли заработок инструментом достижения «счастливой жизни» определенного субъекта или группы субъектов, если инструмент достижения становится самой жизнью? Большинство людей в современном обществе тратит время именно на работе.  С другой стороны, неразвитое общество не диктует высоких стандартов жизни, а иногда с минимальным набором удовлетворения базовых человеческих потребностей является счастливым, и никак не задумывается о смысле нашего существования. Горе от ума? Возможно. Но уровень развития в обществе и наличие «счастья» точно имеет право на существование.

 

 

На самом же деле, экзистенция может проявляться еще на более локальном уровне. В своей книге «Второй пол» Симона де Бовуар пишет, что ребенок воспитывается родителями, которые и навязывают те самые злополучные социальные конструкты. Родители, для которых продолжения рода стало смыслом жизни, пытаются дать в первую очередь материальное благополучие своим детям - это и  должно сделать счастливыми всех. Но если же продолжения рода является смыслом жизни каждого последующего поколения, то сама концепция продолжения рода теряет любой смысл.

В своих рассуждениях мы приходим к тому, что главной причиной экзистенциального кризиса является человеческое сознание, которое само создает рамки и границы. Оно безгранично и не изучено, неосязаемо и непредсказуемо. Человек сам задает те грани образцовых конструктов, на которые сам соглашается или оспаривает. Свобода воззрений и поступков человека вопреки общепринятым нормам и традициям-  нонконформизм, дает тебе пространство мышления, заполняет промежутки в понимании мира, но в 100 процентах случаев отнимает тот самый порыв к жизни, возводит его в абсолют, а позже уничтожает. По словам экзистенциального психолога Р. Мэя, человек способен мыслить и осознавать себя и бытие, но должен быть ответственным за себя, чтобы стать самим собой.

Так в чем суть проблемы? В ее неразрешимости, которую можно заглушить, таким безотказным лекарством, как самопознание и развитие? Лечитесь с умом.

 

Александр Настенко

 

Популярні статті

Читати далі