Самый современный формат кинопросмотра – это формат 3D, когда происходящее на экране становится объемным. Но кто-нибудь когда- нибудь задумывался – а как оно вообще работает? Почему мы видим этот объем?
Все мы ходим в кино. Кто-то чаще, кто-то реже, но людей, которые туда не ходят просто нет, по крайней мере, среди современного поколения, уж точно.
Формат 3D стал распространенным и востребованным зрителями кинотеатров. В чем секрет успеха?
Весь фокус объемного показа в кино завязан на нашем зрении, а точнее, на том, что видят наши глаза. Наверняка, каждый замечал, что если смотреть на какой-то предмет каждым глазом поочередно, то картинка немного смещается. Это связано с тем, что наши глаза находятся на расстоянии друг от друга, и расположение близких и дальних объектов относительно друг друга немного отличается для каждого глаза. Поэтому, при создании 3D фильма, используют сразу две камеры – для правого и левого глаза соответственно. А при монтаже их накладывают друг на друга. Так получается то самое слегка двоящееся изображение 3D фильма, которое мы обычно видим без очков.
Чтобы понять, как устроены 3D очки, надо вспомнить основы физики, а точнее – то, как расположены световые волны. Они как плоская лапша, направленная во все стороны и находящаяся в любом положении – горизонтальном, вертикальном или под углом, это неважно. И вот основываясь на этом, в оправу очком вставляют поляризаторы – специальную, так сказать, пленку. Эта пленка может пропускать, например, только вертикальные световые полосы – для одного глаза, а для второго – только горизонтальные, которые излучает экран. Таким образом правый глаз не видит картинки для левого, а левый – для правого, но вместе они могут видеть объем.
Экраны – это вообще отдельная тема. В основном используются жидкокристаллические – они устроены как сэндвич. Между двумя поляризаторами находятся пиксели с жидкими кристаллами. И, допустим, два поляризатора пропускает свет одной плоскости поляризации. Бывают такие моменты, когда жидкие кристаллы беспрепятственно пропускают свет, который проходит через поляризаторы, тогда пиксель прозрачный. А если эти кристаллы поворачивают одну из плоскостей поляризации, скажем, на 90 градусов, то свет проходит через один поляризатор, и не проходит через другой, и тогда пиксель темный. Регулировать угол поворота, и тем самым прозрачность пикселя, можно напряжением на нем.
В общем, показ 3D фильма – это, довольно, трудоемкий процесс, который требует наличие специального оборудования и аксессуаров. И, главное, как всегда, без специалистов, способных поддерживать в рабочем состоянии аппаратуру и уметь её настраивать, такое чудо невозможно. Образовательная программа «Медиаинженерия» специальности 172 ««Телекоммуникации и радиотехника» готовит профессионалов, которые умеют не только использовать технические средства и аппаратно-программные комплексы для звукозаписи, радио-, видео- и телевизионного производства, кинопоказа, концертной деятельности и развлекательной индустрии, но и осуществлять их техническую поддержку и эксплуатацию.
Конечно, куда интересней смотреть на объемную, «живую» картинку, а не скучное плоское изображение, когда приходишь в кинотеатр посмотреть интересный фильм.
Елена Тараненко