«Книга лучше!». Довольно часто можно услышать эту фразу во время похода в кино с друзьями на экранизацию очередного бестселлера.
И в таком заявлении нет ничего удивительного, ведь довольно трудно уместить несколько сотен страниц текста в стандартный хронометраж фильмов. И многочисленные мимолётные пересказы оригинальных книжных сюжетов лишнее тому подтверждение. Впрочем, на то и существует «магия кино», чтобы показывать вещи, которые иначе передать было бы невозможно. Ниже представлены лишь некоторые примеры, которые показывают, что кинематограф может достойно ответить литературе.
«Бойцовский клуб»
Роман Чака Паланика, который буквально наполнен ненавистью к современному обществу потребления, заинтересовал продюсеров ещё до публикации. И режиссёр Дэвид Финчер виртуозно воспользовался полученным материалом. Фильм выводит сатиру первоисточника на совершенно новый уровень, дополняя её оригинальными визуальными эффектами и сценарными ходами. Даже автор книги признал, что финал экранизации оказался лучше того, что написал он сам. Так что историю о сверхчеловеке эпохи IKEA стоит не только прочитать, но и обязательно посмотреть.
«Сияние»
Книга, закрепившая успех Стивена Кинга в жанре ужасов, сразу же приглянулась Стэнли Кубрику во время поиска идей для следующего фильма. И к экранизации режиссёр подошел с присущим ему перфекционизмом. Она отличается от оригинала во многих моментах, что вызвало неприятие у Кинга, однако пришлось по душе критикам. Чего стоит одна только теория о том, что весь фильм – признание инсценировкой высадки на Луну. И коль такие предположения возникают и их обсуждают, то экранизация явно удалась.
«Остров проклятых»
История, рассказанная в произведении малоизвестного у нас автора Денниса Лихейна, обрела вторую жизнь в руках Мартина Скорсезе. Детективный сюжет, рассказанный в декорациях психбольницы на далёком острове, активно использует видеоряд и звук, чтобы повлиять на зрителя. Умелые режиссёрские задумки позволили фильму с легкостью превзойти книгу. И это даже без учёта Леонардо Ди Каприо, который становится вишенкой на торте данного кино.
***
Как сказал однажды Френсис Форд Коппола, режиссёр «Апокалипсиса сегодня» и «Крёстного отца»: «Не надо делать кино из книг. Кино надо писать с чистого листа». Пожалуй, именно в этой фразе и есть ключ к успешной экранизации. Режиссёр в первую очередь должен создать самостоятельное творение, а не придаток к книге. Такой подход сложнее, но и результат оправдает себя. Ведь народное признание стоит всех потраченных усилий.
Никита Казимиров