Попала мне в руки статья об основных трендах для бизнеса в соцсетях за последние годы и я вспомнил, почему не захожу на подобные ресурсы.
Когда слышу о маркетинговых исследованиях интернета и соцсетей в частности, то начинаю видеть следующие картины….
Конференц-зал, в котором сидят где-то десяток солидных дядек в дорогих костюмах. Им скучно, но работа есть работа. Перед каждым из них лежит папка с отчетами, каких запросов нынче больше в сети и они, не задумываясь, потакают самым популярным. Мозговой штурм от этих гениев проходит не шибко активно, но его результаты чрезвычайно эффективны. Они создают то, что любят и ценят люди. То, что все будут считать высшей мерой удобства и наслаждения. Зачем изобретать велосипед, если можно просто перекрасить его раму? Все эти почтенные господа тщательно пускают пыль в глаза, ведь это часть их работы.
Эти самые пафосные дядьки просто прощупывают почву, выясняя, как же эффективнее доить нас, обычных пользователей. Им не важно, что будет с коровой, которая дает молоко, пока она жива. Когда она упадет замертво – они бросятся искать новую добычу.
Как же происходят эти исследования? Довольно просто – покупается статистика у поисковых систем, например. Это не сложно и не так дорого – вся ваша история запросов и вся личная информация продается тем же Google (который теперь Alphabet) всего за 12 долларов. Так наша личность становится маленькой переменной в огромной таблице вычисления целесообразности внедрения рекламы. Забавно? Да, но это еще не самое смешное.
Веселье начинается при самом подсчете. Ты, я, друзья твои – это довольно маленькая часть интернета. «Анонимус», который раньше был гордостью Рунета постепенно рассыпается и вымирает. Сейчас балом правят школьники и офисные работники и домохозяйки, которые развлекают себя посиделками в соцсетках и оценками фотографий своих знакомых. Именно под их вкусы подстраивается интернет. Те, кто слабее, подстраиваются под упавшие стандарты интернета, замыкая порочный круг. Хаос не сам опустился на цифровое пространство – это мы привели его.
Офисные рабочие принесли в интернет то, что многие ненавидят до сих пор – культ личности. Своей личности. Интернет заполнился фотографиями без авторской задумки и ценными лишь тем, что на этой фотке Эйфелевой башни дядя Петя, а на этой – тетя Анжела. Ценность подобного контента столь низка, что в нем зачастую не заинтересованы ни его заказчики, ни его создатели. Но подобное появляется ежесекундно. Потому что традиция почесывать свое эго небывало сильна, и если кто-то похвалит фото и забудет – чувство собственной важности создателя взлетит до небес. Именно этим явлением обусловлено появление Инстаграмма, стриминговых систем, мессенджеров, систем с лайками/репостами и даже интерактивных форм контента. Вот серьезно, я не понимаю, кому нужны видео в формате 360. Ни одно из них не было хорошим, ибо режиссерская работа в подобном просто отсутствует.
Лень офисных работников лишь увеличивает продвижение интернет коммерции. Зачем идти в магазин, если можно заказать на дом? Все дошло до того, что даже есть возможность поругаться с продавцом, не выходя из любимого фейсбука.
Но хуже всего школьники. Взрослые на то и взрослые, чтобы булькать в своей трясине безысходности и верить в то, что быть похожим на анекдотичного Нового Русского – это все еще круто. Школьники – это лицо и будущее интернета. Проблема заключается лишь в том, что еще дедушка Фрейд описал фаллическую стадию развития человека, во время которой ребенок интересуется известными вещами и приходит в интернет, делая кучи поисковых запросов и проникаясь шутками подобного толка. После столь бурного знакомства с интернетом в столь раннем возрасте, переход в латентную стадию не проходит без проблем, ибо вкус уже испорчен. Подобными детьми и формируется не маленькая часть контента, для них она делается. Дошло до того, что даже под понятием «детские мультфильмы» теперь зачастую подразумевается «тупые», а не «развивающие». Я не ханжа и сам до сих пор смотрю мультфильмы, что позволяет мне ответственно делать подобные заявления.
После у детей наступает пубертат. Знаете, что бывает с человеком, который прошел войну и ему это понравилось? Тут то же самое. Вкус испорчен, потребитель готов уминать за обе щеки низкокачественный контент и радоваться тому, что он понятен. Так как подобный контент делается легко – его можно делать больше и чаще, вставляя в каждый продукт рекламу. Удобно, не правда ли?
Все это не инсинуации, а реальность. Ваш любимый ВК уже превратился в обитель тупых шуток и псевдоинтеллектуального недоюмора про двух с половиной писателей, у которых ЦА прочитала примерно треть книги. Практически везде вместо юмора – мемасы, которые полюбились молодому поколению. Достаточно добавить к любой фразе «на донышке» или «8 лет строгача», чтобы все заливались хохотом. Ютуб трансформируется в самоповторяющийся ресурс, просмотры на котором генерируются детишками, смотрящими видео про раскаленный нож или очередной блог неинтересного человека. Его владельцы пытаются оградить пользователей от такого, выставляя непредсказуемую систему выставления на главной странице, дабы та не кишела однотипными видео, но все тщетно. Инстаграмм был рожден мертвым и не интересным, как по мне. Фотки еды и улыбающихся лиц набили оскомину еще со времен появления фотографии. Твич показал, что прямая трансляция без идеи и продуманного сценария – лучшая модель видео. Твиттер показал, что читать 140 символов очередного мнения одного и того же события интереснее, чем полноценные рассказы и повести. Обилие мессенджеров показало, что людям не хочется тратить на других людей больше времени, чем на набор короткого сообщения, переполненного эмодзи. Вот мы и получили модель современного пользователя: ленивый, самовлюбленный человек с напрочь отбитым вкусом. И именно ему все потакают.
Выход есть. Все ведь идет от денег, так? Спонсоры должны обзавестись вкусом. Или человеком, у которого есть вкус. Даже не важно, каким он будет, главное, чтобы он был независимым. Спонсоров много, а потому и «вкусовики» должны быть разные. Нужно перестать потакать низменным прихотям пользователя, делая что-то качественное, ставя на кон деньги и репутацию. Вариант рисковый, не спорю, но только тогда у творчества будет шанс. Но этого не произойдет, потому как те самые важные дядьки из начала статьи крепко держаться руками за свои деньги. Зачем рисковать, когда можно прогнуться и беспроигрышно получить прибыль?
Знаете, во времена моего детства была такая вещь, как телевидение. Я родился в первой половине девяностых – тогда железный занавес только-только упал и в эфир робко пробирались первые фильмы, мультфильмы и телепередачи. Наши деятели, начав смелеть, делали собственные шоу, в которые они вкладывали все то, что накопилось у них за всю жизнь, выдавая лишь лучшее. Включив телевизор можно было увидеть ОСП, Маски-Шоу, Городок, Зов Джунглей, Новую Реальность, Сам Себе Режиссер… Разнообразие радовало, а качество росло с опытом создателей передачи. Но потом появились рейтинги. Рейтинги сказали, что смотрит большинство, то есть те, у кого есть слишком много свободного времени у телевизора. Рейтинги были на стороне низкопробных романтических сериалов, ток шоу и реалити шоу. Из них шла основная прибыль. Пипл это хавал. Сейчас, включив телевизор, с наибольшей вероятностью можно наткнуться на что-нибудь из этого списка, нежели на что-то качественное и оригинальное. Так умерло телевидение. По такому же пути идет интернет – на ютубе уже появился свой «Дом-2» с блоггерами, своя «Большая Стирка» с Лариным и ему подобными и свои реалити шоу, в которых блоггеры просто ходят с камерой и снимают себя без сценария или задумки. Неверной дорогой идем, товарищи.
А еще было радио. И оно шло той же дорогой, а потом умерло. Сейчас радио слушают только фоном и оно продано с потрохами. Первое место на нем по хронометражу занимают проданные места в рейтингах поп-песен, а второе – реклама. В телецентре функционирует «Радио Шредингер», которое пытается возродить формат радиовещания, но в эту идею верит даже не весь его состав, не то, что слушатели. И я не хочу такой же судьбы для интернета. Я слишком люблю его.
Тот, чье мнение ничего не значит
Машутин Кир