Однажды я спросил его, что ему больше нравилось, будучи супергероем. Костюм ли это? Способности? Внешность кинозвезды? Возможность поднять корабль или оббежать землю менее чем за минуту? Телескопическое зрение? Или же рентгеновское? Скорость? Интеллект? Абсолютная и полная неуязвимость? Но Саймон улыбался. Он ответил, что ему больше не нужна была каталка. И он мог шевелить пальцами ног.
«Наиболее значимый комикс с 1938 года» - вот что гласит обложка второго номера комикса «Superior». Мне показалось, что такой громкий комикс достоин того, чтобы закончить неделю обзоров на комиксы Марка Миллара (да, неделя заканчивается в понедельник, потому что начиналась во вторник). Собственно, даже сейчас, введя в гугл имя автора легче всего увидеть обложку именно этого комикса (помимо самых попсовых, разумеется). Так ли хорош этот комикс или Марк Миллар таки лижет козлов (© Аарон Стак)? Узрите ответ ближе к концу.
Традиционно, начнем с рисовки. В этот раз винить в ней стоит Лейнила Ю., который прославился в основном марвеловскими «Секретным вторжением» и «Гражданской войной» 2015 года выпуска. До этого занимался кучей мелких проектов, на которых и набил руку. Как по мне, Лейнил умеет делать детализированную картинку. Даже взглянув на картинку из превью можно понять, как же много работы было проделано по прорисовке каждого кирпичика, каждой мышцы главного героя. Это колоссальная работа и я уважаю это, но… я не вижу искры. Спустя день после прочтения комикса будет сложно вспомнить внешность даже главных героев, не то, что массовки. Огромное количество деталей добавляет реализма, я не спорю, но картинка совершенно не живая. Локации пустуют, на них есть только то, что герои используют и ничего лишнего. Возможно, это и не минус, а мои придирки, но в любом случае, это совершенно не мешает сюжету и почти не портит впечатления от комикса. Если вы – не я.
Мне сложно оценить «Супериора». В такие моменты я радуюсь, что в моих статьях нет балловой системы оценивания, и читатель не может просто посмотреть на циферку в конце, чтобы сделать для себя выводы по поводу моего интеллекта. «Супериора» нельзя воспринимать однозначно. Этот комикс слишком большой и чертовски маленький для своих семи выпусков. С одной стороны, в нем больше подтекстов, чем хотелось бы, а с другой – сюжет прост, линеен и достаточно глуп. Это сложно сказать, и еще более сложно понять правильно, но для полноценного раскрытия комикса его стоило не делать вообще. Сделать пару заявок в прессе, мол, делаем, да, но при этом плевать в потолок, кормить фанатов слухами и после – заняться чем-то другим. Почему же? Это правильный вопрос.
Излюбленная тактики Марка Миллара – это взять известную концепцию и перевернуть её с ног на голову так, чтобы она предстала перед читателем под совершенно иным углом. И это здорово работает. Если есть концепция перемещения во времени, то все будут раскрывать принцип работы перемотки времени или она послужит лишь инструментом для целей персонажей, а Миллар расскажет историю о людях, для которых это серьезно. Если есть концепция других миров, то все расскажут про эти миры – про их структуру, культуру, мировоззрение или просто устроят бойню, а Миллар покажет героя, чья жизнь не закончилась после титров, а продолжилась и скатилась. Если есть концепция шпионского агентства, то все расскажут об интригах, тайнах, секретном оружии, а Миллар высмеет клише и покажет, что находчивость важнее подготовки. Если же речь заходит о супергероях, то Миллар возьмет на роль центрального супергероя кого-то совершенно необычного для жанра. «Пипец», «Хак», «Особо опасен» - вот примеры того, что Миллар знает, с какой стороны подходить к супергероике. Но в случае с «Superior» Марк Миллар покусился на святое – на Супермена.
Как бы вы не относились к Супермену, но именно он является самым важным и значимым супергероем. Вы можете критиковать его, можете открыто не любить, можете назвать пару сот персонажей, которые надрали бы ему все мягкие части тела, но он все равно останется иконой. Его имя уже считается нарицательным. Культурный пласт, связанный с ним столь огромен, что осилить его в одиночку в принципе не представляется возможным. Но самое важное для этой статьи то, что о нем рассказаны уже все рассказы и спеты все песни. Чтобы перевернуть ВСЕ это с ног на голову требуется сделать невозможное, ведь это равносильно переворачиванию горы зубочисткой.
Конечно же, Миллар не смог осуществить этого. За каких-то семь выпусков не охватить всю историю Супермена, даже если ты гений. В итоге мы имеем историю о мальчике, который болен рассеянным склерозом. Многие говорят, что болеть рассеянным склерозом – это все равно, что быть запертым собственным телом. Двенадцатилетний мальчик потерял возможность ходить и ослеп на один глаз. И даже если у тебя в такой ситуации осталась любящая семья и верный друг, то это мало что меняет – твоя жизнь окончена. И вот однажды ночью у его кровати появляется обезьянка по имени Ормон и, перенеся его в другое измерение, исполнила желание отчаявшегося парня, превратив его в Супериора – величайшего героя всех времен. Парень отправляется к другу и с его подачи начинает методично спасать мир от напастей.
Нет, так слишком долго. Давайте зайдем со стороны персонажей.
Саймон в роли Кларка Кента. Является Супериором. Добрый мальчик, не смотря на все свои злоключения. Никто не знает, что он супериор, ибо никто на него и не подумает.
Крис в роли Джимми Олсена. Друг Саймона. На этом можно закончить его описание, так как кроме интересного характера ничем похвастаться он не может.
Маделин в роли Лоис Лейн. Отчаянная репортерша, очевидно ставшая любовным интересом главного героя.
Ормон в роли мистера Микзиспитлика. Дает Саймону все эти суперспособности. Пока что, это все, что вам нужно знать.
Есть еще персонажи, но если их назвать, тогда будет потеряна вся интрига комикса.
Сюжет до чертиков линеен. Главный герой спасает мир от всего плохого, что может случиться или уже случилось. Появляется суперзлодеи и герой их побеждает. Но не сюжетом хотел взять Миллар. Сюжетный поворот в конце, в стиле «этот рояль всегда был у вас под носом, только в разобранном состоянии» и до одури приторная концовка – это не важно. Важен посыл. Раньше Марк Миллар работал над супергероикой, как над жанром, а теперь – как над явлением. На самом деле комикс представляет собой историю ВСЕЙ самой значимой супергероики в лице Супермена. Вся его история разобрана по частям и разбросана по комиксу, но найти её – задача, которая под силу только фанатам, которые разбираются в этом. Тогда всплывает вопрос – зачем фанатам Супермена нужна пародия на историю любимого героя? Правильно, не нужна. «Superior» так же не будет понятен новичкам, ибо они увидят лишь штампованную историю со скучными персонажами, у которых нет времени раскрыться. Закопавшись в глубинные смыслы можно найти много других подтекстов – от простого школьного хулиганства до вопросов всесилия/бессилия, но зачем? Ведь это даже не лучший комикс про Супермена из тех, что были у Марка Миллара.
Ах, да. Сейчас по комиксу «Superior» планируется выход фильма. Марк Миллар сказал, что он бы хотел, чтобы в фильме главного героя играл Джон Сина, но все мы знаем, как относятся к его просьбам режиссеры. В «Wanted» вообще должны были играть Холли Берри и Эминем вместо Анджелины Джоли и Джеймса Макэвоя. Но кого вообще волнует мнение автора?
В конце своих рецензий я могу сказать с уверенностью: Марк Миллар козлов не лижет. Ну, разве что чуть-чуть и вообще это не подтверждено…. Но стоит потреблять его комиксы - дозировано, ибо мораль о том, что человек всегда остается человеком, проходящая красной нитью через все его работы слишком сильно выходит на передний план и мешает наслаждаться всем остальным. Из всех работ лично мне больше всего понравился «Huck», который вышел позже остальных. Это показывает, что автор не скатывается и все еще способен улучшать качество.
Машутин Кир