У вас есть гениальная бизнес-идея и вы о ней думаете? Чем глубже вы копаете, тем больше понимаете, что ваша задумка может так и остаться идеей, или прогореть на первых этапах развития. Чтобы максимально правильно рассчитать все нюансы реализации бизнес-идеи необходимо научиться управлять рисками.
Каждый аспект бизнеса несет определенную степень риска. Если коснуться определений, то риск - это все, что может повлиять на эффективность или бюджет проекта. Риски - потенциальные возможности, которые потом могут перерасти в проблемы. А проблемы необходимо решать. Таким образом, управление рисками - это процесс выявления, классификации, определения приоритетов и планирования рисков до того, как они станут проблемами.
Рассмотрим 6 основных шагов в процессе управлении рисками.
- Составить план
«Планирование» - это другой способ сказать: «Думай наперед». Прямо сейчас, пока на горизонте штиль нужно думать о возможных штормах и о том, как с ними справляться. Подумайте о финансовых, кадровых и организационных ресурсах, которые могут вам понадобиться, чтобы бизнес соответствовал своей стратегии.
- Определить риск
Эффективный способ определения - мозговой штурм, который является более структурированным способом заставить группу взглянуть на проблему. Это может быть ваша команда, коллеги или заинтересованные стороны. Не мешало бы поговорить с тем человеком, чей стакан всегда наполовину пуст. Критическое мышление - именно то, что нужно, когда речь идет о рисках.
Понять, как выглядит риск можно с помощью двух упражнений:
- SWOT-анализ, где Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы.
Пусть ваша команда представит свою точку зрения для каждой из этих областей. Потом посмотрите на список. Вы видите эти «W» (Слабые стороны) и «T» (Угрозы). Вы только что сделали большой шаг к выявлению рисков. В том же списке посмотрите на столбцы «S» и «O». Это сильные стороны и возможности, которые продвигают ваши цели вперед. Выявление этих факторов одинаково важно в стратегическом планировании.
- PEST-анализ. Это политические, экономические, социальные и технологические факторы, которые влияют на ваш бизнес-ландшафт. Вы должны иметь полное понимание этих факторов.
Заблаговременное обдумывание этих вещей может сделать вашу стратегию немного легче, когда придет время.
- Проанализировать риск
Хорошо, у вас есть много потенциальных рисков, перечисленных в вашей таблице рисков. Следующий шаг - определить вероятность каждого из них.
Эта информация также должна попасть в вашу базу. Здесь вы определяете фактор риска по тому, как он влияет на ваш проект по различным показателям.
- Расставить приоритеты
Наличие большого списка рисков может быть пугающим. Но вы можете управлять этим, просто классифицируя риски как высокие, средние или низкие. Теперь есть линия горизонта, и вы можете увидеть риск в контексте. С этой точки зрения вы можете начать планировать, как и когда вы будете решать эти риски.
- Контролировать риск
Вы не можете просто противостоять риску, не отслеживая ход действий. Здесь начинается мониторинг. Составленная база риска не должна просто лежать. Нужно постоянно возвращаться к потенциальным рискам нести за них ответственность и отслеживать процесс. Кроме того, нужно постоянно мониторить новые риски.
- Держать руку на пульсе всегда и во всем
Эффективное управление рисками является проактивным. Помните - дорога длинна. Всегда держите долгосрочную перспективу.
Управление рисками - неотъемлемая часть бизнес-стратегии, и ее нужно включить в свое планирование.
Перечисленные выше пункты - это основы. Качественно научиться управлять рисками можно получив профильное образование. В ХНУРЭ таких специалистов готовят на специальности 051 Экономика. Здесь изучают экономику в сочетании с бизнесом и информационными технологиями. В учебном процессе уделяют внимание оценке, анализу и прогнозированию деятельности экономических систем в условиях риска и неопределенности.
Хватит мечтать о собственном бизнесе. Начни уже сегодня работать над собой, своими идеями и все обязательно получится.
Анастасия Дмитренко