Спиноза, Аристотель, Кант понятия не имели об инженерах и программистах. Но студенты-технари обязаны их знать, поэтому и сегодня продолжают усилено штудировать философские трактаты. При этом многие недоумевают и даже негодуют: зачем в техническом вузе преподают гуманитарные дисциплины, которые не понадобятся в работе? Так есть ли в мире IT-шника место литературе и философии?
В технические Вузы идут те, кто в школе больше дружил с математикой, физикой, чем с литературой, биологией, историей. Но в университете новоиспеченных студентов-технарей так же ожидает встреча с непрофильными предметами. И этому есть простое, но убедительное объяснение.
Высшее образование - это не курсы и не колледж, где обучение носит узкопрофильный характер. Выпускник Вуза (какая бы техническая специализация не значилась в его дипломе) должен быть не только первоклассным специалистом в своей области, но также человеком грамотным, эрудированным, социально активным, свободно владеющим своим и иностранным языком, способным мыслить широко, нестандартно. Чтобы стать именно таким, даже технарям не обойтись без изучения гуманитарных предметов.
Кто-то возразит: «Все это, так сказать, теория. Быть всесторонне развитым – это, конечно, плюс, но неужели столько времени и сил будет потрачено на приобретение знаний, которые придется «носить за плечами»? Попробую доказать, что это не так.
Практическая польза гуманитарных предметов для студента-технаря:
- Языковедение, литература = культура речи, грамотное изложение мысли = хорошая самопрезентация.
Чтение художественных произведений расширит словарный запас, научит емко и кратко выражать мысли, что пригодится при написании курсовых, докладов, презентаций, резюме. Впечатление о человеке во многом составляется на основании того, как хорошо он умеет донести до публики собственные идеи (в том числе – письменно). Знание языка даст большую свободу выражения, поможет правильно выстраивать коммуникацию, что повысит шансы на получение высокооплачиваемой работы.
- Иностранный язык (профессиональный, разговорный и письменный) = карьерный рост.
В современном мире знание хотя бы одного иностранного языка – это уже не плюс, а норма. Огромный объем полезной информации не переводится на русский / украинский, поэтому остается недоступным для тех, кто не может прочесть ее в оригинале. Английский – базовое требование для любого айтишника, но речь идет не только о том, чтобы знать терминологию. Разностороннее и свободное владение «неродным» языком – это возможность получить работу над интересным проектом, стать сотрудником международной компании или трудоустроиться за рубежом.
- Философия = расширение границ мышления = способность генерировать креативные идеи = реальная возможность найти не только высокооплачиваемую, но и по-настоящему интересную работу, заниматься разработкой технологий будущего.
Философия научит смотреть на вещи с разных углов зрения, сформирует способность мыслить отвлеченно, глобально.
Для образовательной программы ИИ (искусственного интеллекта) - это вообще, можно сказать, профильный предмет. Ведь прежде чем составлять алгоритм действий для машин, надо самому научиться делать правильный выбор, а для этого необходимо сформировать систему ценностей. Приведу простой пример: по дороге движется беспилотный автомобиль. Впереди препятствие: на одной полосе движения – ребенок, на второй – президент, объехать их невозможно. Какой выбор сделать, кем пожертвовать, что причинит меньший ущерб человечеству? Прежде, чем заложить программу действий для ИИ, надо расставить собственные приоритеты. Ну и как тут без философии?!!
Конечно, в списке вакансий вы вряд ли когда-то увидите: «Требуется программист-философ или открыта вакансия сисадмина с углубленным знанием теории Карла Маннгейма», но выходя за границы своей специализации, можно достичь больших успехов в профессии, карьерном и личностном росте. Разве не так?
Кутана Дарья