В статье расскажем, что означает «синдром отличника» и почему же качества, которыми восхищались все учителя, могут сыграть злую шутку с уже повзрослевшим ребенком.
Представьте, в детстве вы были идеальным, вас всегда ставили в пример остальным детям. В школе получали наивысшие баллы, отвечали всем требованиям. Смеялись над теми, кто говорил, что отличники ничего не добиваются в жизни. Но вот вы вырастаете, период школьных олимпиад заканчивается, и оказывается, что все предыдущие достижения ровным счетом ничего не значат. Зато остается желание быть лучшим во всем, страх сделать работу неидеально и зависимость от постороннего мнения. Узнали себя или кого-то из знакомых? Возможно, вы столкнулись с так называемым комплексом отличника/отличницы или близким к нему синдромом перфекциониста.
ЧТО ЭТО?
Синдром отличника – это манера поведения, при которой человек пытается довести любою работу до идеального состояния с целью заслужить одобрение окружающих. Проявляется он скорее всего во всех сферах жизни, характеризуется гиперответственностью, страхом неудачи, болезненным отношением к критике.
ПОЧЕМУ ОН ПОЯВЛЯЕТСЯ?
Синдром отличника, бесспорно, родом из детства. Причины могут быть разные, но зачастую это последствия особенностей воспитания, среди которых завышенные требования, необходимость «заслужить» родительскую любовь, психологическое давление и отсутствие похвалы.
ПОЧЕМУ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ – ЭТО ПЛОХО?
Выполнить все возможные задачи идеально в реальном мире невозможно. Бывший отличник прикладывает к этому очень много усилий, из-за чего возможно быстрое эмоциональное выгорание. Также такой человек очень требователен не только к себе, но и к окружающим, что негативно сказывается на межличностных отношениях. Синдром отличника мешает объективно оценивать себя и воспринимать критику. А еще желание быть лучшим во всем не дает искренне радоваться успехам других людей.
КАК БОРОТЬСЯ?
Если вы действительно понимаете, что некоторые навязанные установки мешают вашей деятельности, то есть несколько способов ослабить их влияние.
- Эффективно организуйте тайм-менеджмент.
Выполняйте поставленную задачу в строго отведенный промежуток времени, и по истечению этого времени завершайте свою работу, даже если результат не идеален.
- Расставляйте приоритеты.
Не пытайтесь довести до совершенства задание с низким приоритетом. Сэкономьте свое время для чего-то более для вас важного. - Не сравнивайте себя с другими.
Каждый человек индивидуален, у каждого свой потенциал и свои способности. Если и приходится сравнивать – то лучше уж с самим собой: какой я был год назад, а какой сейчас, чему я научился, как бы я поступил в определенной ситуации. - Работайте с критикой.
Абсолютно всем свойственно ошибаться, и важно уметь извлекать пользу из своих ошибок, учиться на них. Не принимайте критику близко к сердцу, ведь вы и результат вашей работы – это не одно и то же.
Быть неидеальным –это нормально. Невозможно нравиться всем, невозможно быть лучше во всем. Если синдром отличника – это навязанная извне установка, то, возможно, стоит пересмотреть свою позицию и решить, чего хочется именно вам.
Мария Пичиенко