Мне страшно. Вместе со мной дрожит половина мира, пугаясь завтрашнего дня. Современная фантастика лишь добавляет моему сердцу ударов, приходящихся на одну минуту.

 

 

Не так давно на книжном рынке я отхватил сборник рассказов Роберта Шекли. Купил, к слову, на развале и за сущие копейки – в районе пятака или десятки. Я открыл книгу и, как это всегда бывает с Шекли, ушел в его творчество с головой, не оставляя кругов на воде. Разумеется, организм, вспомнив былые посиделки за книгами, стал требовать ещё, и я нашел очередную дозу классической фантастики в лице произведений Саймака и Хайнлайна. Когда мысли, в духе «Эх, сейчас бы скафандр, да в путешествие», наконец, оставили меня, я решил насладиться тем же самым, но в видеоформате.

Начать я решил с сериалов, ибо с ними и заканчивать легче. Вначале я взялся за старенькую «Сумеречную зону». Просмотрев несколько эпизодов, я перепрыгнул на первые сезоны «Звездного пути». Спустя несколько часов, меня посетила светлая мысль, что наверняка фантастика жива и я смогу найти что-то свежее.

 

 

Долго искать не пришлось. «Черное зеркало». Хороший, добротный сериал, оказавшийся футурофобной пропагандой. «Не беда», - подумал я тогда, - «не сложно ведь найти еще что-то». «Видоизмененный углерод» щедро посыпал цифровое бессмертие теорией заговора. «Мир дикого запада» в очередной раз шепчет о страхе к роботам. «Безмозглые» вспомнили о старой доброй ксенофобии. Два сериала по глубокоуважаемому мной Филиппу К. Дику оказались ровно тем, чем я и ожидал их увидать. Лишь «Орвилл» из всей современной чистой фантастики оказался тем самым добрым сериалом. Сперва я думал поглядеть в стену пару дней, но потом решил поделиться своими мыслями, по этому поводу.

Вопрос, который не давал мне покоя – почему? Старая фантастика почти всегда смотрела в будущее с улыбкой. Она показывала безграничность человеческого потенциала, представляя мир будущего практически лишенным недостатков. Люди все еще оставались людьми, но человечество сумело преодолеть практически все свои проблемы и теперь либо сталкивалось с новыми, либо занималось исследованием Вселенной. Чтобы понять, о чем я, подумайте, куда бы вам больше всего хотелось отправиться в трилогии «Назад в Будущее»? Вероятнее всего вы ответили «В будущее». Скорее всего, это из-за того, что будущее там воистину прекрасно.

Новая же фантастика, напротив, показывает нам мир, в котором совершенно нет желания оказаться. Зло, чем бы оно ни было представлено, в таких творениях, побеждает, оставляя человечество булькать в огромной выгребной яме. Наука доводит людей до нового дня каждый день. Любая конспирологическая теория в таких мирах верна, а проблемы нашего мира возведены в куб. Да, вы можете назвать это предостережением, но слишком большое количество предостережений – это запугивание. И оно работает.

 

 

Фантастика всегда работала окном в будущее. Окном, стекло для которого сделали в настоящем. Люди прошлого, окруженные мечтами, видели их исполнение в это окне. Мы, люди настоящего, окружены страхом, а потому и видок из окна тот еще. Мы променяли мечты на страх. Променяли стремление в будущее на якоря традиций. Мы боимся ГМО, боимся страшного слова «наркотики», подменяем понятия, ограничиваем свободы, славим гомеопатию, боремся с абортами…  Когда тебе приходится жить в таком мире, ты обнаруживаешь его влияние на творчество, на себя, на окружающих. Нынешний автор просто описывает перспективы дальнейшего развития мира, не более. Но чтобы двигаться вверх, нужно и смотреть вверх.

Старый доходяга

Машутин Кир

P.S. Где-то в середине написания статьи я собирался написать о том, что нынешнее отражение будущего куда как более реалистично, чем работы былых лет, но с ужасом осознал, что я просто живу в том мире, который не ждет от будущего ничего хорошего и боится запусков Больших Адронных  Коллайдеров и «Проблемы 2000». Я, как, скорее всего и вы, просто не могу взглянуть на это иначе.

 

Популярні статті

Читати далі