На втором курсе программной инженерии есть предмет с интригующим названием. Что за практикум, и что на нем будет нужно делать? В этой статье «изнутри» посмотрим на один из увлекательнейших предметов кафедры программной инженерии в ХНУРЭ.

 

Если с такими предметами, как физика, высшая математика и объектно-ориентированное программирование вопросов не возникает, то словосочетание «проектный практикум» звучит не совсем понятно и достаточно интересно.

 

 

Проектный практикум – это предмет, где студенты могут реализовать свои знания, полученные на протяжении первого и второго курсов, причем, как те, что касаются программирования, так и те, что отвечают за аналитику и проектирование.

Цель этого предмета – дать студентам как можно более глубокое понимание разработки настоящего проекта.

Происходит все следующим образом: сначала группа произвольно делится на несколько подгрупп по 5–6 человек в каждой. Методом мозгового штурма выбирается три темы будущего проекта. Их нужно лаконично и целостно изложить преподавателям, чтобы одна из них могла продолжить свое существование и развиться в полноценный учебный продукт.

Далее начинается очень длинный этап – проектирование. Именно тут как никогда вспоминаются диаграммы use-case, отношения в uml, er-диаграммы, проектирование пользовательского интерфейса.

 

 

Сейчас может показаться, что проектный практикум лишь суммирует полученные знания на таких предметах, как основы программной инженерии, гипертекст и гипермедиа, человеко-машинное взаимодействие, но это вовсе не так. На лекциях, а также при подготовке к лабораторным и практическим занятиям происходит полное погружение в новый материал,  связанный с  разработкой  бизнес-требований к проекту, функциональных и не функциональных требований, диаграмм, иллюстрирующих работу системы (ее развертывание, отношение объектов, классов и т. д.).

Так как курс практический, то важной частью является готовый финальный продукт. Самое интересное, чтобы создать его, скорее всего не хватит всего того багажа программистских знаний, приобретенных за полтора года в университете. Техно-мир постоянно развивается, а значит и для своего проекта надо использовать что-то интересное и свежее. Тут, конечно, на помощь приходит команда, ведь вместе разбираться с чем-то новым намного продуктивнее.

Основными требованиями к финальному продукту являются его практичность, соответствие первоначально описанным требованиям, использование актуальных технологий. Он, желательно, должен иметь несколько вариантов реализации (например, web и mobile), а также обязан использовать API, например, для регистрации, карты, календаря, оплаты. В каком-то смысле проектный практикум похож на курсовую работу, которую можно выполнять в команде.

 

 

Несмотря на то, что проект командный, тут не происходит разбивание ролей на «проектировщик», «кодер», «дизайнер». Каждый член маленькой команды одновременно является «рабочим любой специальности», потому что задача курса – это каждому студенту дать целостное понимание обо всех этапах разработки программного обеспечения. Именно поэтому оцениваться будет не команда, а каждый участник индивидуально, исходя из количества работы, им сделанной.

Во время защиты необходимо, во-первых, подготовить презентацию, которая будет состоять из результатов работы на практических и лабораторных (тех самых диаграмм и документов), во-вторых, иметь готовый разработанный продукт.

 

 

Самый большой плюс этого предмета, как по мне, это командная работа. Одиночных заданий хватает и так, а вот моментов, когда можно насладиться атмосферой совместного решения сложных задач, не так уж и много, особенно принимая во внимание годовую дистанционную форму обучения.

 

 

Проектный практикум – это уменьшенная модель реальной практики, предоставленная в рамках учебного процесса, где на поверхность будут пробуждены, как полученные недавно знания, так и те, что аккуратно сложены в голове с первого семестра первого курса. Из-за столиков кафе или университетских стен коворкинга, на дистанционке проектный практикум безболезненно переехал на сервера дискорда и чаты телеграмма. Так что, несмотря на карантинное обучение, он все так же предоставляет возможность попробовать сделать что-то интересное, используя привлекательные вам технологии и даже, почувствовать атмосферу командной студенческой работы.

 

Cтефни Огу

Популярні статті

Читати далі