В наше время любая компьютерная игра – это в какой-то мере произведение искусства, объединяющее огромное количество людей по всему миру. Было ли так всегда? Предлагаем немного окунуться в историю геймдизайна. 

 

ПЕРВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ (Начало 1970-х годов)

Первые компьютерные игры и их прототипы появились еще до 1970-х годов. Однако, по-настоящему всё началось с выпуском первых игровых автоматов. В 1972-м вышел первый коммерчески успешный автомат Pong с чёрно-белым симулятором настольного тенниса. В то время игровая индустрия только начинала зарождаться и все игры были очень примитивны.

 

ДИНАМИКА, МНОГОУРОВНЕВОСТЬ, БОНУСЫ И СОРЕВНОВАНИЯ (1970-1980-е годы)

Чуть позже, в период с конца 70-х по 80-е разнообразие игр начало набирать обороты. Начали появляться новые жанры и зачатки элементарной графики. В 1980-ом появилась одна из эпохальных игр, ставшая «лицом» всего в современной игровой культуре — Pac-Man. А в 1981-м появилась одна из первых игр в жанре платформер — Donkey Kong. 

 

 

Интересно то, что уже в то время были заложены основные принципы и правила геймдизайна. К примеру, разработчики поняли, что для того, чтобы удерживать внимание игрока, в игре должна присутствовать динамика. Во многих игровых проектах появились многоуровневость и развитие сложности по мере прохождения.

Также стало ясно, что игроки очень любят бонусы и соревнования между собой. Поэтому были сформированы системы игровых достижений с наградами, чтобы поддерживать этакий соревновательный дух. А вот по поводу графики тут было все неоднозначно. Разработчики очень часто экспериментировали с доступными вещами, например, с цветовой палитрой, видом и размером персонажей, окружающим миром, формами объектов. Это все породило одну из самых важных составляющих современной игровой культуры – разнообразие.

 

РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ (1990-е годы)

Следующие пару десятков лет стали революционными в мире игр.

Во-первых, уже полностью были сформированы основы геймдизайна. Например, была понятна четкая роль игрока в игре, а также правила его взаимодействия с окружающим миром и системой UI (элементами управления).

Во-вторых, началась эра приставок и доступных ПК. В 1983 вышла всем известная Mario Bros. В том же году на IBM PC вышла King's Quest — первый квест с анимированной цветной графикой. Игра стала одной из первых, на которых сформировался жанр квестов.

Еще в этот период зародились и первые многопользовательские игры – в 1985-м вышла игра Gauntlet, в которую можно было играть до 4 игроков.В 1991-м родилась ещё одна легенда, одна из первых в жанре стратегии— Civilization.

Чуть позже также появились "мессии" в своих жанрах:Mortal Kombat (файтинги), Doom (шутеры), FIFA International Soccer(спорт игры), Warcraft (стратегии), The Needfor Speed (гонки), Resident Evil(хоррор) и множество других.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ИГР С 3D- ГРАФИКОЙ(2000-е годы)

Во время масштабного развития 3D-графики снова произошла революция. С выходом сногсшибательного Quake, где вместо кучи пиксельных спрайтов  используют настоящие 3D-модели, началась новая ветвь развития эстетики геймдизайна –3D-дизайн. Большинство разработчиков стали переходить на еще мало опробованную технологию конструирования игр. Впрочем этот риск во многих случаях себя оправдал. Первые 3D-игры были очень хорошо восприняты и высоко оценены многими игроками.

 

 

Время шло, игры развивались, с появлением доступных локальных сетей, массово стали появляться и многопользовательские игры. Вот это был настоящий прорыв. Тогда пришлось полностью переосмыслить подход к игровому процессу (игровой сессии). Потому что теперь в сессии участвовало как минимум 2 человека, а то и больше. И чтобы синхронизировать их действия между собой в рамках определенных правил, приходилось проводить "нехилую" такую работу. Тогда геймдизайн обрел еще одно немаловажное в современном игровом процессе звено – мультиплеерность, а игры стали еще больше привлекать к себе внимание, так как появилась возможность играть с другими людьми по сети.

 

НАШЕ ВРЕМЯ

В наше время 3D-игры определенно обрели пик своего совершенства. Графика во многих современных проектах уже фотореалистичная, игровой процесс и правила отлажены и четко структурированы, а удержание внимания игрока иногда уже достигает 30 часов!

 

 

 

Олег Топорков

 

 

Популярні статті

Читати далі