Когда вы последний раз смотрели интеллектуальное кино? Или вы вообще его не видели? Многие отказываются от просмотра таких вещей или засыпают на первых же кадрах. Хотите понять, за что эти фильмы получают престижные награды и премии на фестивалях? Давайте разбираться вместе и, возможно, вам захочется посмотреть этот странный артхаус.
Для кого-то (включая меня) артхаусное кино – настоящее удовольствие, а для других – это 90 минут «каторги». Многие не понимают, что за интерес на протяжении полутора часов рассматривать раскачивающиеся сетки, изучать крупный план бесконечных рисовых полей и слушать «шизофренические» диалоги, лишенные смысла.
Артхаус рассчитан на думающего зрителя, способного оценить красивый кадр, необычный ракурс, подметить детали, в которых скрыто то, что хотел сказать автор. Это кино представляет собой не развлечение, а искусство в чистом виде.
Чтобы научиться понимать атмосферные фильмы, достаточно использовать простой способ.
Предлагаю разделить каждую киноленту на четыре составляющих:
- Особая стилистика режиссера.
Самый простой путь к пониманию артхаусной картины – перед просмотром собрать максимум информации о режиссере. Найдите время, и почитайте сведения о создателе фильма. Любой именитый режиссер обладает фирменным стилем, неповторимым почерком, который состоит в использовании одних и тех же приемов. Обычно он приглашает в свою картину одних и тех же любимых актеров (вспомним хотя бы Квентина Тарантино. Почти в каждом его фильме снималась Ума Турман). Постепенно вы с первых кадров научитесь отличать одного режиссера от другого, даже не заглядывая в титры.
- Темы и проблематика картин.
В противовес жанровому кино, где главный герой ведет внешнюю борьбу с чем-либо, в артхаусе зрителю предлагают углубиться во внутренние переживания персонажей картины. Самые характерные темы для атмосферного кино: страх перед смертью, критика общества, где на первый план выходит потребление, неумение приспособиться к жизни – все то, о чем людям обычно не хочется думать.
- Герои.
Персонажи артхауса далеки от совершенства, их скорее можно назвать «чудаками». Они не могут найти своего места в обществе, выделяются на фоне «нормальных» людей необычным поведением. Таким героям не хочется подражать, наоборот, очень часто они вызывают у зрителя негативные эмоции. Поэтому голливудские звезды не снимаются в подобных ролях.
- Процесс съемки.
Не удивляйтесь, если первые 10 – 15 минут фильма вам придется «созерцать» на экране странную картинку: качающиеся на ветру ветви цветущего дерева, оборванную веревку, которая стучит в окно. Очень часто режиссеры используют такой прием: камера медленно «ведет» вас вдоль бесконечного забора из колючей проволоки. Для артхаусного кино съемка – это не просто способ развлечь публику и не попытка наглядно проиллюстрировать сюжет фильма. Главная задача оператора – погрузить зрителя в глубину ощущений действующих персонажей, научить человека «читать между строк».
Попкорн не нужен – как правильно смотреть «странное» кино?
Когда первый раз смотришь интеллектуальное кино, то в конце возникает только один вопрос: «Что это было?» Атмосферный фильм – это «голос» режиссера, задача зрителя – услышать его. Для этого требуется некоторый опыт. Вот несколько советов для новичков о том, как смотреть артхаус, чтобы полюбить его:
- Откажитесь от предубеждений. Просто включайте фильм и смотрите.
- Настройтесь на беседу с создателем картины.
- Не выключайте кино сразу, даже если вам кажется, что это бред. Выслушайте историю до конца, а потом делайте выводы.
- Обязательно обсудите с друзьями свои впечатления.
- Не останавливайтесь на одной картине! Посмотрите артхаусные фильмы, снятые в разное время.
Если вы не знаете, что посмотреть, то я охотно представлю вам свой короткий шорт лист атмосферных фильмов: «Огни большого города» (Чарльз Чаплин), «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс), «Солярис» (Андрей Тарковский), «Апокалипсис сегодня» (Коппола), «Славные парни» (Мартин Скорсезе), «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино), «Любовное настроение» (Вонг Карвай), «Паразиты» (Пон Чжун Хо). Чем больше киношедевров окажется в вашем личном списке просмотренных артхаусных фильмов, тем выше шансы, что вы перестанете считать это дичью, и начнете получать эстетическое удовольствие от настоящего кино!
Дарья Кутана