Чем объясняется интерес к учёбе у студента? Это может быть искренний интерес, давление со стороны родителей, желание выделяться или что-то ещё? Почему важно ответственно подходить к выбору будущей специальности и к учёбе в принципе? 

 

В Украине высшее образование стремятся получить 80% выпускников, а в общем в стране диплом получили больше 70% граждан. Для сравнения: согласно статистике 2019-го года, в Европе высшее образование получили 40.3% граждан, а для США доля составляет 36%. Это связано со сложившимся менталитетом в нашей стране — всем очень нужна «корочка». Поэтому многие из полученных дипломов по факту оказываются «пустыми», а больше половины выпускников по итогу не работают по специальности. Вдумайтесь в эти числа.

 

 


Что может мотивировать поступать в университет? 

По порядку. Можно выделить несколько видов мотивации, которая движет абитуриентом при поступлении:

  • адекватная — абитуриент чётко осознаёт, куда он поступает, на кого, кем он хочет быть на выходе. Это решение принял он сам;
  • ситуативная — обстоятельства сложились таким образом, что абитуриент, к примеру, не поступил в желанный университет, и поэтому пошёл по следующему приоритету;
  • конформная — абитуриент просто согласился с таким раскладом, а решение за него приняли, допустим, родители;
  • неадекватная — первостепенная цель вовсе не учёба, а возможность получить отсрочку от армии.

 Собственно, реально способствует учебному процессу только первый тип. Хотя изначальная мотивация вовсе не приговор — она может меняться по мере появления новых интересов и целей.

 

 

И ещё о проблемах 

  • У нас очень молодые студенты: «двенадцатилетку» в школах ввели вновь совсем недавно, а все, кто поступили в университет на базе полного среднего образования, отучились одиннадцать классов. В то же время, в Европе школьники учатся не менее двенадцати лет.
  • В наших школах дела с профориентацией обстоят плохо: согласно такому тесту, я должна была поступить на астрономию либо геологию. По итогу, абитуриенты плохо ознакомлены с рынком труда и не знают, какие профессии сейчас востребованы (а это в основном рабочие). Таким образом, неправильный выбор способствует росту безработицы в стране.
  • Порой энтузиазм сменяется разочарованием. Формат обучения в корне отличается от школьного, не нравится «дистанционка», проблемы во взаимоотношениях с группой, некоторые предметы кажутся абсолютно бесполезными.
  • Обучение в университете подразумевает высокий уровень самодисциплины. На первом курсе с этим часто возникают проблемы: ввиду низкого уровня контроля со стороны преподавателей студент чувствует некую свободу и волен учиться как угодно. Вдобавок начинается весёлая университетская жизнь — и обучение вовсе порой отходит на второй план.
  • Некоторые студенты боятся выделяться и выглядеть глупо. Если одногруппники высмеивают их ответы, и преподаватели не пресекают эти попытки, то мотивация к учёбе зачастую сходит на нет. 

 

 

А теперь о том, как их решать 

В мире достаточно широко распространена такая практика, как gapyear ("свободный год"). Зачастую его берут по окончанию школы и бакалавриата перед поступлением в высшее учебное заведение, чтобы определиться с выбором. Для этого потенциальные абитуриенты устраиваются на подработки, участвуют в волонтёрских программах, путешествуют — иными словами, расширяют свой кругозор. К сожалению, у нас кажется просто немыслимым по собственному желанию пропустить год — разве что с целью пересдать экзамены. Но и тут могут возникнуть проблемы с военкоматом. 

Важно понимать, что высшее образование подразумевает развитие абстрактного мышления. Знания с дисциплин, которые кажутся бессмысленными, пригодятся на следующих курсах — это можно узнать у старших студентов. И в целом, учёба направлена не только на получение знаний, но и на приобретение важных жизненных навыков — восприятие информации, развитие памяти, аналитических способностей, логики, а также такие качества, как гибкость, местами ушлость и многое другое.

 

 

И кратко: как повысить мотивацию к учёбе

Для абитуриента:

  • более ответственно подойти к выбору специальности;
  • сделать выбор самостоятельно;
  • пообщаться со студентами и выпускниками, чтобы провести сравнительную характеристику нескольких специальностей/кафедр/университетов.

Для студента:

  • перевестись из группы, где подавляющее большинство студентов безразличны к учебному процессу, либо абстрагироваться от них;
  • общаться со старшекурсниками и выпускниками с целью узнать больше о предметах и своих перспективах;
  • изучать материалы по своей будущей профессии;
  • сменить специальность/кафедру/университет.

Со стороны преподавателей:

  • объяснять практическое применение своих предметов, либо взаимосвязь между несколькими дисциплинами (одна как подведение, другая как узкоспециализированная);
  • практиковать включение активных методов — активировать внимание, провоцировать студентов (делать ошибки и следить за реакцией аудитории), приводить примеры, устраивать дискуссии.

 

Алиса Бондарь 

Популярні статті

Читати далі