Что нужно знать и уметь, чтобы получить своё первое место работы и сделать первые шаги в мир IT? Сегодня один из студентов ХНУРЭ согласился рассказать о своём первом опыте в качестве IT специалиста и дать несколько советов новичкам.
ДАВАЙТЕ, ЗНАКОМИТСЯ.
«Меня зовут Влад, я студент в ХНУРЭ, 3й курс, факультет компьютерных наук, кафедра искусственного интеллекта. Работаю python developer-ом, сотрудничаю с Raccoon Gang уже больше года».
Когда студенты задумываются о первой работе в IT компании, возникает огромное количество вопросов. Некоторые их них мы сегодня обсудим с нашим собеседником, Владом.
Если Опыт работы для начинающих специалистов не обязателен, что же на собеседовании проверяет работодатель: общую IT-граммотность или знание баз данных, фреймворки или умения работать в командной строке, а может быть принципы многопоточного и асинхронного программирования?
1. Какие знания тебе пригодились на собеседовании в IT-компании?
ВЛАД:
«Конечно же, профильное техническое образование всегда приветствуется (даже у менеджеров). Особенно это актуально для тех, кто решился податься в Data Science, там наверняка будут вопросы, связанные с матрицами, статистикой и дискретной математикой.
Если мы говорим про Python для web-разработки (Django/Flask/Tornado...), то непосредственно для прохождения интервью мне хватило дополнительных знаний, приобретенных на курсе «Python Advanced» от компьютерной школы Hillel . Если представить базовый набор знаний для прохождения подобного интервью, то это Python, Django, Git, Mysql (понимание как работает), english.
Когда у вас нет коммерческого опыта, на интервью могут попросить, помимо тестового задания, решить задачу. Они могут быть различные, в зависимости от направления и языка программирования. Примеры можно смотреть на на сайте (https://leetcode.com/) leetcode (уровень easy, medium). Уровень hard не дадут, потому что банально не успеешь решить и одну».
Но кроме технической подготовки ( hard skills), есть и еще и требования по soft skills - стремление к профессиональному росту, умение управлять рабочим временем, работать в команде, которые нужны на любой должности в IT компании.
2. Что важнее для успешной работы в команде soft skills или hard skills
ВЛАД:
«Лично я считаю, что умение общаться и вливаться в коллектив это важно и может упростить взаимодействие с командой. Но важно понимать, что, прежде всего ты специалист и тебя взяли на работу для того, чтобы ты применял свои hard skills больше, чем soft skills».
К сожалению, в обыденной жизни люди привыкают: если ты что-то спрашиваешь, все думают, что ты ничего не понимаешь. А как понять молодому специалисту, что выбрал правильное решение задачи, ведь выполнение может отнять большое количество рабочего времени?
3. Задавать вопросы на рабочем месте – это хорошо или плохо?
ВЛАД:
«Вопросы задавать нужно, если понимаешь, что пришел в тупик, и даже посмотрел вторую страницу поиска в гугл. Важно показать, что перед тем, как ты задаешь вопрос (возможно глупый и очевидный), ты приложил усилия, чтобы найти ответ самостоятельно. Конечно, если поиск решения занимает больше половины дня, то надо обращаться за помощью или хотя бы советом.
Если же вас просят дать обратную связь, то делайте это, но всегда фактами и честно, ведь слащавые фидбеки не будут указывать на минусы другого человека».
Если на работе ты начинаешь замечать, что занимаешься рутинной работой, то энтузиазм угасает с каждым днем. А так хочется развиваться в своей специальности.
4. Как относится молодому специалисту к рутинным задачам?
ВЛАД:
«От рутинных задач не скрыться никому и никогда, будь ты джуниор, мидл или техлид - та же документация, релизы, написание юнит тестов будут преследовать тебя. Другое дело, когда твоя работа превращается в конвейер и длится две, три недели, месяц - то это уже звоночек. Значит, пора устраивать встречу с техлидом/менеджером/hr-ом для того, чтобы переключить контекст или поставить новые цели для развития, так как данные задачи уже не приносят новые знания и опыт. Адекватное руководство всегда отреагирует на такое пожелание нормально, даже позитивно, потому что это показывает, что специалист двигается и ему нельзя давать застрять.
P.S. ведь выполняя конвейерные таски всем известно, что резюме на linked in рассылается быстрее».
Баги в кодах делают все, неважно есть у тебя опыт работы в программировании или нет.
А еще хуже, когда пропускаешь дедлайн задачи.
5. Как реагировать на критику и замечания?
«Что касается критики, ее надо фильтровать и выцеплять объективные замечания, которые касаются вашей роли в работе. Если не обращать внимание на критику, то вы будете стоять на месте и наступать на те же грабли».
6. Какие советы можно дать будущим соискателям?
ВЛАД:
- «Студентам, которые будут искать первую работу, могу только порекомендовать подавать, куда только можно и не перебирать. Главная задача в первый год — это получение опыта. В целом надо готовиться к интервью и банально глянуть в гугле вопросы, которые могут задать».
-«По поводу обучения, лично в моей практике, это неотъемлемый процесс. Ведь может выйти новый релиз того или иного приложения или библиотеки, а там треть логики переделали - от обучения никуда не деться, если хочешь, чтобы знания были актуальны».
Очень непросто сделать первый шаг в любой профессии начинающему специалисту, но знание стартовых условий дает уверенность и надежду. Работодатели, которые изначально готовы взять студента IT специальности без коммерческого опыта, в основном требуют знание теории, а практика выражается на уровне небольших задачек учебного характера. Но все же подготовка к собеседованию необходима - это дополнительное профильное образование ( пройденные курсы, например, на Cousera ), наличие несколько учебных проектов, знание вопросов для собеседования на позицию (которые можно погуглить), и тогда можно смело идти на разговор к техническому специалисту.
Всем успехов в учебе!
Анастасия Бурцева