Друг почему-то обиделся, вахтер в общежитии смотрит косо, работодатель не перезвонил после собеседования, одногруппники сторонятся, преподаватели недолюбливают, сосед по комнате два дня не разговаривает. Знакомая ситуация? Давайте попробуем ее исправить!
Каждому знакомо выражение: «Я не 100 долларов, чтобы всем нравиться!» Можно, конечно, всегда следовать такому принципу, но это сильно осложнит жизнь. Очень скоро ты заработаешь репутацию человека вздорного, неуживчивого, высокомерного, язвительного. В общем, такой себе малоприятный тип с тяжелым характером.
Чтобы не прослыть неисправимым скандалистом, человеком с тяжелым характером, достаточно начать с малого – избавиться от слов и выражений, которые вызывают у окружающих раздражение и провоцируют конфликт.
Причем многие из нас постоянно это говорят и даже не догадываются о том, насколько вредоносны подобные высказывания, и к каким последствиям они приводят.
СЛОВА И ФРАЗЫ КОНФЛИКТОГЕНЫ,
которые лучше никогда не использовать в беседе:
- «Сделай, напиши, прочти, посмотри, пойди»
Никто не любит, когда ему приказывают, поэтому все глаголы в повелительном наклонении вызывают внутренний протест. Когда человеку приказывают, он интуитивно начинает сопротивляться. Лучше отказаться от командного тона. Для людей намного приятнее, если пожелания звучат, как просьба («можешь принести, посмотреть…»)
- «Твоя работа никуда не годится», «Ты написал плохо, ну да ладно, чего еще от тебя ожидать»
Критика, хвастовство, снисходительное отношение действуют на людей, как красная тряпка на быка. Замечания, выраженные прямолинейно, провоцируют бурю гнева. Еще хуже, если это происходит при свидетелях. Если требуется кого-то покритиковать, то лучше делать это так: начать с хорошего, потом сообщить в доброжелательном тоне об ошибках.
- «Нет, послушай. Нет, я не о том хотел тебе сказать. Нет, все совсем не так, как ты думаешь».
Маленькая отрицательная частица всегда производит эффект разорвавшейся бомбы. Как только в речи говорящего появляется «нет», собеседник внутренне напрягается и перестает его слышать потому, что сразу начинает придумывать контраргументы.
- «Вот лучше бы ты…» «Я бы на твоем месте…»
Всех людей бесят непрошенные советы, даже если их дают из лучших побуждений. Такую «помощь» обычно рассматривают, как желание показать собственное превосходство.
- «Уверен – со мной такого бы никогда не случилось», «Я бы точно ни за что не дал себя провести», «Знаю, что никогда бы не совершил такой ошибки»
Один из самых мощных конфликтогенов – безапелляционные суждения. Никому не приятно их слышать. Человек просто решит, что собеседник хочет его унизить.
- «Помню, когда-то ты сделал вот это…»
Напоминание о проигрышной, неловкой ситуации, в которую когда-то попал человек – худшая тема для разговора. Лучше никогда ее не затрагивать! Даже в ссоре не стоит укорять собеседника прошлыми неудачами и промахами. Психологи считают, что этим можно обидеть человека и запрограммировать его на будущие провалы.
Конечно, жизнь без конфликтов – это иллюзия! Такие столкновения случаются и в личной жизни, и в общении, и на работе - в этом нет ничего страшного. Но создавать их на пустом месте – вредная привычка.
Попробуйте не использовать слов, которые могут задеть кого-то за живое, ведь золотое правило общения – улыбаться при встрече, слушать, слышать и сопереживать.
Дарья Кутана