Встретились в одной комнате мой дедушка и его новый друг – голосовой помощник Алиса. Похоже на начало анекдота? В этой статье мы поговорим о появлении голосовых консультантов, их пути развития и роли в сегодняшнем мире.
НЕМНОГО ИСТОРИИ…
Для начала стоит сказать, что голосовые консультанты не являются новинкой. Заглавной буковой истории голосовых консультантов можно считать изобретение первого телефонного ответчика в 1904 году.
В 1930-ых годах начались разработки роботов, которые уже более напоминают современных голосовых консультантов. Путь, несомненно, настолько велик, что не поместится в одну статью, так что взглянем лишь на основные события:
1939 год – появился аппарат, созданный советским ученым Львом Месняковым, способный распознавать некоторое количество гласных и согласных звуков.
1952 год – в лаборатории Bell разработали механизм, распознающий продиктованные от 1 до 9 по телефону числа.
1962 год – новая технология Shoebox , умеющая распознавать 10 цифр,6 математических действий и 16 английских слов.
1987 год – американская компания Worlds of Wonder представила миру новинку: говорящую куклу Джулию, которая училась распознавать речь ребенка во время игры. Игрушка воспринимала 8команд. Завораживающую рекламу с релизом куколки все еще можно найти на просторах ютуб: сказочное видео называется «The 1987 Voice First Doll: Julie by Worlds of Wonder Commercial».
1990-е годы – программа Dragon Dictate, которая распознавала речь и записывала ее в файл.
1996год– появление Microsoft Clippit. Первый помощник на базе машинного обучения – программа VAL, которая умела обрабатывать телефонные справочники, помогать покупателям в поиске информации о товарах. Появление Info by Voice – голосового консультанта, который оповещал о предстоящей погоде, телепрограммах, спортивных событиях, рассказывал новости, информацию о магазинах, читал гороскопы и т.п.
2001 год – голосовой ввод у Microsoft.
2002 год– голосовой поиск у Google.
2007 год– начало разработки Siri.
4 октября 2011 года в Калифорнии в компании Apple появилась Siri. К слову сказать, Siri сама рассказала мне об этом.
2011-2014 года – запуск голосовых ассистентов Google Now от Google и Cortana от Microsoft. Появление у Amazon первой в мире умной колонки Amazon Echo с голосовым помощником Alexa.
2017 год– умная колонка Tmall Genie с голосовым консультантом AliGenie от Alibaba.
2018 год– релиз умной колонки Яндекс. Станция с голосовым ассистентом Алисой.
2019 год – «рождение» голосовых помощников Олега от банка «Тинькофф» и Маруси от Mail.Ru Group.
Эти современные ребята могут подсказать, какая будет погода 2 июля и есть ли пробки на пути от дома до аптеки. Но мы, люди, в частности режиссеры фильмов, авторы книг и просто мечтатели, жаждем большего! Да. Сегодня голосовые помощники уже стали друзьями людей. Вот несколько примеров.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЖЕНА АЗУМА ХИКАРИ
Gatebox – это необычная инновация, предназначенная для одиноких людей. В небольшой колонке живет милая голубоволосая девушка, которая будет следить за домом, будить по утрам, напоминать о встречах, узнавать самочувствие, внимательно относиться к эмоциональному состоянию владельца и просто общаться.
С Азумой можно переписываться в специальном приложении, находясь вне дома. Там же можно сообщить о скором прибытии, чтобы виртуальная подруга подготовила дом: включила свет и отрегулировала температуру.
VECTOR И ЕГО МЛАДШИЙ БРАТ COZMO ОТ ANKI
Милые роботы, обладающие способностями мыслить, учиться, воспринимать команды, выражать свои чувства и желания (даже обижаться), реагировать на различные ситуации, различать людей и помогать по дому.
Достаточно один раз поболтать с Вектором, как сразу станет понятно, что он обладает своим интеллектом и правда похож на забавного друга.
ALPHA 2 ОТ UBTECH
Забавный, похожий на игрушку, робот, который очень напоминает человека. Робот умеет фотографировать, развлекать детей и домашних питомцев, повторять все движения за человеком, читать лекции, книги и, конечно же, общаться!
AIDO ОТ INGEN DYNAMICS INC
Домашний робот, который служит для помощи по дому: домашняя автоматизация, безопасность, развлечения. Лично мне внешне Айдо напоминает кроткую няню, которая легко станет частью семьи.
Она умеет передвигаться, управляться с домашними обязанностями, распознавать объекты и команды, анализировать условия жизни, присматривать за детьми и обучать их, транслировать видео или запись из разных уголков дома и общаться.
Итак, что мы имеем? Если человек хочет поесть, то он может перекусить фруктами, а может полакомиться снеками. Если ищет вдохновения – уединиться на природе или посмотреть фильм. Если нужно пообщаться – провести время с людьми или… роботами. Голосовые консультанты уже давно перестали быть просто автоответчиками. Сейчас это те, кто помогают нам в быту, подсказывают оптимальные решения и становятся собеседниками. Интересно, что будет дальше?…
Стефани Огу