Как вышло, что в цифровом XXI веке любовь к аналоговой фотографии всё не угасает? Возможно, это веяние «винтажной» культуры? Некоторые профессиональные (и не только) фотографы даже сейчас целиком осознанно, а не потому, что это «модно», работают с плёнкой. Давайте разбираться, почему!
ДОСТУПНОСТЬ
Плёночные фотоаппараты хорошей сборки зачастую переживают своих хозяев. Поэтому их очень много на всевозможных «барахолках» по доступной цене – как на рынках и в антикварных лавках, так и на онлайн-площадках. Однако лучше смотреть в своем городе, чтобы была возможность проверить целостность устройства. В моем случае камерой мне дал воспользоваться дедушка, так как сам давно не снимает.
Плёнку можно заказывать в интернете на тех же «барахолках» – так дешевле, чем брать в магазине. Хорошая, но просроченная катушка и вовсе может уйти за бесценок, однако это сопрягается с определенным риском – тут сложно сказать, оправдает ли результат надежды, или же её фотографические свойства слишком сильно деградировали из-за неправильного хранения. Таким образом, мы плавно подходим к следующему пункту.
ДИСЦИПЛИНА
Необходимо четко понимать, какой результат вы хотите получить. Права на ошибку в плёночной фотографии нет (или есть, но ошибки всё же не бесплатные ) – и от этого возрастает ценность каждого кадра. В этом деле не стоит торопиться. Имея всего 36 кадров в катушке, фотограф, глядя в видоискатель, нажимает кнопку спуска только когда уверен в исключительности получаемого кадра.
Съемка на механический фотоаппарат заставляет задумываться над каждым фактором. Выдержка, диафрагма, светочувствительность – это не просто цифры на дисплее цифровой камеры, а параметры, которые влияют на количество попадающего на матрицу (а в нашем случае – на плёнку) света. Неправильная экспозиция может испортить кадр, поэтому нужно уметь настраивать камеру вручную по показаниям экспонометра.
И даже если тщательно продумать идею, композицию и правильно выставить настройки, в любом случае присутствует эффект случайности (особенно касается съёмки на просроченную плёнку). Иногда проявленную катушку можно выбросить – либо невозможно разобрать, что именно запечатлено, либо на снимках проявляются разного рода артефакты. Из-за неправильных показаний экспонометра можно испортить кадр. Но так-то, это далеко не всегда плохо! Не забываем, что мы всё-таки занимаемся творчеством. Быть может, «неидеальности» иногда играют нам на руку?
КРАСОТА ДЕСТРУКТИВА
Да, речь сейчас идёт о той самой зернистости, пыли и о тех самых пересветах, которые так любят сейчас создавать искусственно в фоторедакторах! Некоторые фотографы такие снимки забраковывают; другие же находят в этом какую-то свою романтику.
Плёнка сама по себе очень гибкий инструмент с широкими возможностями, и креативные людиохотно ими пользуются. Мультиэкспозиция (наложение нескольких кадров на один), кросс-/Push/Pull процесс (особые методы проявки плёнки) и прочее – эти методы расширяют художественные возможности и позволяют получить необычные изображения. Это всё хорошо, но у аналоговой фотографии есть ещё одно достоинство...
ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ
У вас нет необходимости обрабатывать проявленные и отсканированные фото – за вас это уже сделали люди с художественным образованием, когда подбирали идеальную химическую формулу для пленки. И ввиду того, что из-за ограниченного количества кадров в катушке пропадает желание бездумно нажимать кнопку спуска, нет гигабайтов фотографий, которые потом нужно было бы сортировать и перебирать.
Да, плёночное фото – это определенно занятие не для всех, но в этом деле есть свой шарм. Сидеть в лаборатории в предвкушении и ожидать, когда работник позовёт забрать флешку со снимками и проявленную плёнку, а потом пересматривать кадры, изучать свои ошибки и всегда немножко удивляться результатам – в этом процессе всегда есть какая-то своя магия…
Возможно, и у вас где-нибудь на антресолях много лет пылится всеми забытый плёночный фотоаппарат? Попробуйте дать ему шанс – и, возможно, аналоговая фотография станет вашим новым увлечением!
Алиса Бондарь