Набоков и его скандальное произведение «Лолита». Стоит ли читать такое в наше время? Спойлер: однозначно стоит!

 

Знаете, бывают моменты в жизни, когда хочется делиться с миром своими личными фаворитами и открытиями. И сегодня именно тот случай.

Недавно я познакомилась с гениальным автором – Владимиром Владимировичем Набоковым, который покорил меня не только своим особым стилем, но и глубиной мысли. 

Книжные обзоры всегда начинаются с биографии автора для более глубокой привязки к творчеству, но я обойдусь лишь краткой выжимкой фактов и скорее перейду к самому произведению. 

В. В. Набоков (22 апреля 1899 — 02 июля 1977) – писатель, который говорил про себя: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии». Родился в обеспеченной семье, всю жизнь провел со своей возлюбленной и женой Верой, серьезно увлекался шахматами, и так и не получил Нобелевскую премию за «Лолиту» потому, что «Автор аморального и успешного романа "Лолита" ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию».
Интересно, что Набоков писал свои произведения сначала на английском, а затем переводил их на русский язык.

 

 

 

Так почему одни восхищаются «Лолитой», а другие и сейчас хотят запретить это произведение?

Книга написала в 1955 году. В те времена роман о педофилии был очень смелым и непонятным обществу произведением. В некоторых странах роман был запрещен и стал доступен для читателей только в конце века. Набоков же был всегда не согласен с оппонентами,  называя роман «Лолита» «серьёзной книгой, написанной с серьёзной целью».

 

 

Повествование в книге идет от главного героя Гумберта Гумберта, который в самом начале признается в убийстве, исповедуясь перед присяжными. Кто жертва – неизвестно. Читатель с первых страниц  оказывается в голове у Гумберта: в плену мыслей, терзаний и эмоций.   

Гумберт Гумберт на вид обычный мужчина с заурядной работой писателя учебной литературы, который скрывает нездоровое влечение к нимфеткам. Нимфетки по-гумбертски­– это красивые девочки возрастом от 9 до 14 лет. Его мысли и желания ужасны и аморальны, но до определенного момента читатель видит только больного и одинокого  человека, который глубоко несчастный в жизни. И это самое страшное. Больная страсть взрослого человека к детскому телу описывается, как романтическое чувство прекрасного. Главный герой в это верит и заставляет поверить читателя. 

Однажды Гумберт встречает Ло – очаровательную девочку 9-ти лет от роду и влюбляется в нее. Гумберт представляет Лолиту читателю как избалованную и капризную эгоистку. Но так ли это? Гумберт врет и искажает факты, чтобы получить любой ценой расположение читателя.  В этом и есть главная загадка романа – понять, где правда, а где ложь.

 

 

После прочтения романа «Лолита» возникает чувство страха. Страх от осознания того, что тобой (читателем) жестоко манипулировали все 500 страниц книги. С каждой страницей ты невольно сопереживал и сочувствовал Гумберту в его грязных делах, ведь он человек несчастный, он испытывает такие терзающие чувства, а эгоистка Лолита черствый и избалованный ребенок. И вдруг читатель понимает, что становится невольно соучастником преступления.

 

 

Искусство Набокова повергать читателя в шок восхищает и удивляет. Наконец-то все становится понятным, что происходящее в романе все не так, как представляется в первый момент чтения, что все перевернуто с ног на голову. Оказывается, что Гумберт – психически нездоров и опасен, Лолита – просто невинный ребенок, которому испортили жизнь, роман – это искусная ловушка для читателя, а Набоков – мастер слова, который держит читателя в напряжении весь роман. 

В.В. Набоков в письме к своему другу писателю  Эдмунду Уилсону  писал: «Когда будешь читать «Лолиту», не забывай, пожалуйста, что это высоко моральное произведение».

Роман  учит быть честным с собой. Не стоит доверять эмоциям и первым впечатлениям,  всегда есть другая сторона медали. Люди не всегда говорят правду, и существует такое понятие, как «своя» правда. Есть люди, которые смотрят через свою призму «нормальности» на мир, совершая преступления. Но, правда всегда на поверхности, нужно иногда остановить поток эмоций и подумать.

 

Анна Соболь

 

 

Популярні статті

Читати далі