Почему производство шелка, известное в Древнем Китае еще в 4 веке до н.э., долгое время было тайной за семью печатями? Где начало и конец «Великого шелкового пути»? В чем секрет уникального производства шелка?

 

В средневековье существовало колоссальное количество различных вещей и материалов, которые были в серьезном дефиците и считались предметами роскоши. В их числе был и шелк, изделия из которого были предметами высшего сословия общества. Долгое время, вместе с фарфором и чаем, шелк прославлял Китай во всем мире. Это не удивительно, учитывая его свойства и сложность производства. Не зря, в древности, путь, соединяющий Китай со странами ближнего востока и Европой называют «Великий шелковый путь». Шелк имеет очень интересное производство, про которое я и хочу рассказать.

 

 

ИСТОРИЯ

Как и большинство материалов, появившихся в древние времена, история начала производства шелка окутана неизвестностью и множеством легенд. По одной из легенд, китайская императрица и жена «Желтого императора» (легендарный правитель Китая, первопредок всех китайцев) Лэй Цзу, пила чай в саду под тутовым деревом (шелковицей). Один из коконов шелкопряда упал в чашку с чаем, где размягчился. Когда она вытаскивала его, то заметила, что он разматывается в длинную нить. Впоследствии, она стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве, и разматывать их. Из полученных нитей она сшила одежду своему супругу, а технологией производства поделилась с остальными. В результате чего, это знание распространилось по всему Китаю. Ее же саму стали считать богиней-покровительницей шелководства.

 

 

Как бы то ни было, но производство шелка было известно в Древнем Китае еще в 4 веке до н.э. Сначала, в процессе производства участвовали исключительно женщины, а сам материал был доступен исключительно императорской семье и высшим сановникам. Позднее, право носить шелк распространилось и на некоторые другие сословия общества, за исключением крестьян, которым было запрещено носить его вплоть до 17 века. Помимо одежды, шелк использовался для производства музыкальных инструментов, луков, бумаги; в некоторые периоды истории был средством поощрения особенно отличившихся граждан и средством оплаты, ровно, как и золото. Использование шелка регулировалось строгими правилами, а распространение технологий или самих шелкопрядов каралось смертью. Лишь в 300 годах н.э. производство распространилось за границы Китая.

 

ПРОИЗВОДСТВО

Как уже было сказано, шелк производится из коконов тутовых шелкопрядов, бабочек. После вылупления из яйца, гусеница, питающаяся листьями шелковицы, быстро растет в течении 26 – 32 дней, после чего окукливается. Гусеница плетет кокон, состоящий из нити длинной в 300 – 900 метров, состоящей из фиброина (основа нити), серицина (скрепляет нити между собой) и других веществ. Интересный факт: в производстве наличие гусениц мужского пола более выгодно за счет того, что на качество нитей влияет количество выделяемых ферментов, которых у шелкопрядов мужского пола больше за счет особого строения половых хромосом. Используются в основном те коконы, которые имеют белый цвет.

 

 

Через некоторое время, но до момента выхода бабочки из кокона, коконы срывают и проводят термообработку паром для убийства внутри находящейся куколки и размягчению кокона. После, кокон промывают под водой для частичного растворения серицина, позволяя размотать кокон. За этим процессом следует само разматывание кокона и соединение нескольких нитей в одну, более толстую. Именно поэтому, серицин не растворяют полностью, он позволяет нитям соединиться воедино.

 

 

После этого нити замачивают для окончательного удаления серицина, отбеливают и пропитывают различными веществами, придавая им определенные свойства и окрашивают по необходимости.

 

 

Сейчас это наиболее распространенный способ получения шелка, хотя в зависимости от разновидности самого шелкопряда и условий в которых их выращивают, он может отличаться. Стоит так же заметить, что в некоторых ситуациях, используется исключительно ручной труд, что так же поднимает стоимость изделий из нее.

«То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно».
П. Лаплас

 

Дмитрий Евтушенко

 

 

Популярні статті

Читати далі